Дипломная по теме: Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа

Название работы: Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Семейное право

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

1. Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф.Арьеса «Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке»,

1.1. Особенности восприятия семейных отношений через призму культуры

1.1.1. Семья как культурное явление в работе Ф.Арьеса

1.1.2 Формирование культурной модели детства

1.2. Эволюция семьи, семейных отношений как социального института

1.2.1 Причины распада родовой семьи и перехода к нуклеарной

1.2.2 Формирование детства как социального феномена

1.3. Изменение юридического статуса семьи и семейных отношений

1.3.1 Определение семьи в юридических и культурных источниках в различные исторические периоды (от Средневековья до Нового времени)

1.3.2 Юридический статус ребенка в семейных отношениях

1.4. Семейные отношения как эмоциональная, религиозная, социальная ценность

1.4.1. Отношения между поколениями, проблема воспитания новых поколений

1.4.2 Детство как «новый» возраст в культуре: эмоциональное отношение к детям

Глава 2. Историко-культурный анализ семейных отношений в исследованиях

Ю.Л. Бессмертного и его семинара

2.1. Соотношение реальности и культурной модели в работах Ю.Л. Бессмертного.

2.1.1.Постановка проблемы социокультурных представлений человека Средневековья.

2.1.2. Особенности восприятия семейных отношений в культурно-историческом процессе.

2.1.3 Формирование социокультурной модели детства

2.2. Эволюция семьи, семейных отношений как социального института

2.2.1. Основные причины создания семейных отношений.

2.2.2 Изменения семейных отношений в контексте исторического процесса

2.3. Изменение юридического статуса семьи и семейных отношений

2.3.1 Юридические аспекты существования семьи

2.3.2 Юридический статус детей в семейных отношениях

2.3.3 Распад семьи в юридическом аспекте

2.4. Эмоциональная сторона семейных отношений

2.4.1 Эмоционально-личностная ценность брака: чувства и расчет

2.4.2 Эмоциональные аспекты детско-родительских отношений

2.4.3 Формирование новых поколений

Заключение

Список литературы.

Выдержка:

Введение:

Монография Филиппа Арьеса (1914–1984) «L’Enfant et la vie familiale sous l’Ancient Regime» вышла в свет в 1960 году в Париже. Труд Ф. Арьеса в значительной степени повлиял на развитие «Школы Анналов» . Это была история детства, которая стала актуальной темой и ни один исследователь, работающий в данной области, не может обойтись без упоминания этого труда. Успех монографии был тем более значительным, что Ф. Арьес не принадлежал к педагогам-ученым или философам.

Ф. Арьес, использует обширнейший визуальный материал. Благодаря такому подходу происходит смена приоритетных акцентов в историческом познании. Арьес анализирует личностные особенности в аспекте повседневного существования. Это обуславливает новую задачу: исследование истории и описание социокультурных процессов, которые характеризуют особенности повседневного сознания.

В его исследованиях отражена некая идеальная культурная модель, отличающаяся от реальной жизни. Она изложена в его основных работах: «Ребенок и семейная жизнь при старом режиме», «Человек перед лицом смерти».

История формирования в европейском сознании чувства детства и семьи, и трансформация этих понятий стали основой книги Филиппа Арьеса “Ребенок и семейная жизнь при старом режиме”. Тема возрастов жизни, возрастных периодов занимала большое место в Средневековье. Используемая в работе терминология «детство», «отрочество», «юность», «молодость», «старость», «дряхлость» была связана с обозначением периодов жизни. Ф. Арьес заимствовал понятия «юность», «старость», «детство» для научного определения понятия «возраст». Он пишет: «Возраст», «человеческий возраст», «возраст жизни» относились в сознании наших предков к понятиям положительным, настолько общеизвестным, повторяемым и употребляемым, что они перешли, в конце концов, из области науки в повседневность. Сейчас невозможно представить себе важность возраста как понятия в представлениях о мире. Возрастной период был научной категорией того же порядка, что вес и скорость для наших современников: это понятие принадлежало к системе описания и объяснения физических явлений, идущей от ионийской философской школы VI века до н. э.».

Глава 2:

В период Средневековья брачный возраст значительно колебался. Например, нередкими были династические браки королевских особ, заключавшиеся при рождении. С изменением общественно-экономических формаций, патриархальная позиция ослабевает постепенно. Возрастает роль эмоциональных семейных уз. По-новому воспринимается материнство. Оно связывается не только с выполнением репродуктивной функции. Контроль со стороны женщины за воспитанием детей возрастает с уменьшением размеров семьи. В основе современного понятия материнства лежит идеализация матери. Ю. Бессмертный в своей работе «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков.» напоминает, что в средневековой литературе описано, что женщина, как правило, пассивна. По романам множество молодых людей обоего пола (но, прежде всего женщин) обучались кодам романтической любви, которые требовали от влюбленных особого поведения (способы переписки, общения на людях и наедине).

Наиболее широкое влияние в феодальной среде церковный брак стал играть с середины XII в. Утверждение христианской идеологии в сфере брачных отношений базировалось, с одной стороны, на признании того, что институт брака существует для подчинения женщины мужчине, а мужчина наделен законными правами на обладание женщиной, и с другой стороны - на представлении о том, что брак является необходимым условием социального порядка. Брак, как элемент существующей феодальной системы, был призван способствовать ее консолидации, укреплению порядка взаимных обязательств, обеспечению длительного существования социальных структур. Возможно, брак содействовал стабильности власти и собственности. Отношение знати к браку в этот период определялось практическими целями продолжения рода, укрепления материальных позиций, повышения престижа. Брак рассматривался как средство политической стратегии родового объединения в системе феодальных связей. С точки зрения духовенства, брак как социальный институт способствовал регламентации отношений между полами в соответствии с принципами христианской морали, укреплявшей традицию подавления сексуальности, глубокого размежевания чувства сексуальной удовлетворенности в браке и чувства любви между супругами.

Заключение:

В результате анализа историко-культурологических исследований Ф. Арьеса и Ю. Бессмертного нами был исследован феномен семьи средствами культурологии с позиций культурно-ценностного подхода. Это позволило сделать следующие выводы о том, что:

Существует несколько пониманий и определений понятия «семейные отношения». Понятие «семейных отношений» в эпоху Средневековья впервые предложил в своих работах Ф.Арьес. Его идеи были дополнены русским историком Ю.Л.Бессмертным, который рассматривал особенности формирования семьи от Средневековья и Нового времени до современности.

Показано, что ценности христианской культуры выступили в истории европейской культуры основой формирования специфики европейской семейной жизни. Подчеркивается значительное влияние христианства на практику западноевропейских семей, соответственно, распространение нравственных норм православия на сферу взаимоотношения полов, изначально препятствующих решению проблемы равенства. Однако, они выполняли функцию упорядочивания жизни, придания смысла миру и существованию самого средневекового человека.

Ф.Арьес и Ю.Бессмертный в своих работах предложили периодизацию процесса формирования семьи в период от Средневековья до Нового времени. Это позволило выделить понятия связанные с юридическими аспектами формирования правовых отношений в семье, уточнить юридический статус детей в семье в эпоху средневековья. Отмечено, что семья, таким образом, не просто испытывала на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяла и воспроизводила.

В работе проанализированы идеи Ю.Бессмертного, который отмечает, что понятие «детство» как объективная реальность существенно влияет на формирование семейных отношений, мироощущения, способа жизни. Но главный его вывод, это то, что соотнесенность понятий «детство» и семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность

Похожие работы на данную тему