Введение:
Осуществление государством макроэкономических реформ создало условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путем изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т.п. На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия.
За последние годы в связи с неуклонным ростом номенклатуры продукции и темпов ее обновления характер «рыночных» предприятия изменился. Управление предприятием стало невозможно без эффективного планирования его деятельности и контроля реализации планов. Ускорение организации выпуска, реализации новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность финансовых приоритетов экономической политики. В связи с этим для предприятий становится важным производство различных видов изделий, увеличение ассортимента реализуемой продукции при постоянном освоении новых сфер деятельности и, естественно, что планирование в условиях рынка приобретает новое значение. Оно призвано обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть обеспечить гибкое развитие предприятия.
В этих условиях стратегическое планирование и контроль результатов и их компонентов стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, формирование, анализ работы предприятия и контролинг.
Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
В выпускной аттестационной работе рассматривается процесс составления бюджетов, цели и способы разработки, виды бюджетов, их назначение и результаты. На основе анализа финансово-экономической деятельности составляются бюджеты деятельности ООО «Глобус» с целью выбора оптимального бюджета для достижения повышения эффективности работы данного предприятия.
Глава 4:
Текущее планирование денежных потоков заключается в разработке годового консолидирован¬ного бюджета движения денежных средств и на его основе — бюджетов движения денежных средств коммерческих, инвестиционных проектов. Консолидированный бюджет движения денежных средств проектируется исходя из расчета необходимого объема финансирования запланированных расходов в определенные моменты времени, выявления дефицита денежных средств и его устранения путем кор¬ректировки графиков финансирования. В случае невозможности покрытия дефицита денежных средств за счет корректировки графиков финансирования производится уточнение консолидирован¬ного бюджета доходов и расходов вследствие привлечения дополнительных заемных средств и связан¬ное с ним уточнение бюджета движения денежных средств.
Оперативное планирование денежных потоков — это разработка оперативных реестров посту¬плений и платежей денежных средств по предприятию в целом и по коммерческим проектам на осно¬ве утвержденных консолидированного бюджета движения денежных средств и бюджетов движения денежных средств по коммерческим проектам.
Исполнение бюджета движения денежных средств в части целевого расходования денежных средств в соответствии со статьями бюджета, соответствия фактических сумм расходов утвер¬жденным бюджетным лимитам, соблюдения приоритетности в финансировании расходов возлага¬ется на финансовое управление с осуществлением контрольных функций, действующее под конт¬ролем финансово-бюджетного комитета. Осуществляется исполнение бюджета движения денеж¬ных средств через расчетно-кассовое обслуживание реестра платежей, которое составляется фи¬нансовым управлением в помесячном разрезе по результатам оперативного контроля исполнения приходной части бюджета. Месячный реестр платежей предоставляется на утверждение финансо¬вому директору.
В случае формирования приходной части бюджета в утвержденной сумме в реестр платежей включаются все запланированные расходы по установленным лимитам.
При невыполнении приходной части бюджета формирование месячного реестра платежей осу¬ществляется с учетом утвержденной финансовым директором приоритетности расходов, а их финан¬сирование в отдельных случаях — по нормативам, уменьшаемым пропорционально недовыполнению плана по приходу денежных средств. Лимиты финансирования, не использованные в данном бюджет¬ном периоде по причине недовыполнения приходной части бюджета, подлежат аннулированию и на следующий бюджетный период не переносятся.
Основанием для исполнения платежного реестра на бюджетный месяц является подпись на пла¬тежных документах уполномоченного лица — начальника финансового управления, несущего персо¬нальную ответственность за осуществление оперативного бюджетного контроля, с указанием статьи бюджета, по которой осуществляется финансирование данных расходов.
В наших рекомендациях установлена целесообразность соблюдения следующей системы при¬оритетов в финансировании расходования при условии невыполнения приходной части бюджета. Рас¬ходы, сумма которых не подлежит корректировке и которые должны быть покрыты в безусловном порядке даже за счет привлечения заемных средств:
1. Платежи по поставке основной продукции:
страхование грузов;
комиссионные платежи;
таможенные платежи и расходы по оформлению экспортной сделки;
расходы по транспортировке.
2. Выполнение ранее взятых финансовых обязательств:
уплата процентов за кредит;
возврат кредитов, срок погашения которых истек;
погашение векселей и выданных ранее обязательств по поручительствам в случае их исполнения;
уплата штрафных санкций, налагаемых фискальными органами и органами государственно¬го надзора.
Мониторинг исполнения бюджета движения денежных средств возлагается на финансовое уп¬равление совместно с главной бухгалтерией. Планово-экономическому управлению совместно с фи¬нансовым управлением на основе анализа оперативных данных по исполнению бюджета рекоменду¬ется готовить регулярно предложения финансовому директору по нормализации хода исполнения бюджета и его необходимой корректировке. Мониторинг денежных потоков между подразделениями, производственными объединениями сохраняется за финансовым директором и проводится при уча¬стии финансово-бюджетного комитета.
Заключение:
В заключении настоящей выпускной аттестационной работы (проекта) «Развитие бюджетного процесса на предприятия ООО «Глобус», хотелось бы отметить основные и наиболее важные моменты, оказывающие непосредственное влияние на эффективную деятельность предприятия.
Бюджетирование означает принятие управленческих решений связанных с будущими событиями, а процесс их принятия позволит реально оценить приток и отток активов и целесообразность их использования. Формирование бюджета должно осуществляться по схеме, предусматривающей взаимодействие «верхов» и «низов», так как она является совершенной, поскольку планирование «снизу» и составление бюджета «сверху» представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора). Результаты расчетов находят свое отражение в долгосрочных и стратегических планах предприятия.
Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
На сегодняшний день бюджетирование представляет собой целостную систему, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля его исполнения на всех стадиях. В России после отхода от централизованного планирования каждое предприятие разрабатывает свой бюджет самостоятельно, подобный путь. За это время был изучен западный опыт внутрифирменного планирования, но специфика отечественных экономических условий требует корректировки методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий.
В результате в Российской Федерации была разработана и апробирована методика формирования бюджета. Основными этапами работы были:
• анализ существующей системы учета, планирования, документооборота;
• разработка экономических моделей, определяющих основные пути закономерного развития предприятия;
• формирование технологии составления бюджета;
• анализ и апробация механизма бюджетирования в условиях промышленного предприятия;
• распределения обязанностей по подготовке документооборота для составления бюджета между структурными подразделениями и конкретными исполнителями, определение форматов представляемых документов и сроков их подготовки;
• разработка сводного бюджета предприятия на основе предоставленной информации и результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом поставленных целей развития;
• разработка методики контроля исполнения бюджета, процедур текущих корректировок бюджета при изменениях внешних и внутренних условий;
Формирование бюджета основывается на методе гибкого развития предприятия, который дает основные теоретические и методологические подходы к диагностике и планированию деятельности предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.
В настоящее время бюджет представляет собой целостную научно обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.