Введение:
Человечество вступило в XXI столетие в условиях коренной ломки прежней системы миропорядка и нарастания различных, порой взаимоисключающих явлений и тенденций в международных отношениях, внутри государств, в жизни людей.
Современный мир противоречив. С одной стороны – налицо позитивные явления и тенденции. Покончено с ракетно-ядерным противостоянием великих держав и разделением на два антагонистических лагеря. На путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации Евразии, Латинской Америки и других районов, которые до этого жили в условиях несвободы.
Нарастающими темпами формируется постиндустриальное общество, которое кардинально перестраивает весь уклад жизни человечества: постоянно «обновляются передовые технологии, нарождается единое общемировое информационное пространство, человек с его высоким образовательным и профессиональным уровнем становится главной пружиной прогресса. Углубляются и диверсифицируются международные экономические связи».
Интеграционные объединения в различных частях света приобретают все больший вес, превращаются в существенный фактор мировой экономики, военной безопасности, политической стабильности, миротворчества. Происходит глобализация экономической, а вслед за этим политической жизни человечества.
Но столь же очевидны явления и тенденции совершенно иного порядка, провоцирующие разобщенность, противоречия и конфликты. Человечество вступило в новое тысячелетие с грузом многочисленных территориальных, религиозно-этнических, идеологических споров. Постоянно вспыхивают конфликты, которые, как и прежде, порождают такие мотивы, как борьба за ресурсы, экология, миграция. Планетарных масштабов достигли явления терроризма, сепаратизма, наркоторговли, оргпреступности. Многие проблемы вырываются из под контроля, опережая способности мирового сообщества своевременно и действенно реагировать на них.
Усугубляет трения и противоречия то, что новая, устойчивая система международных отношений до сих пор не сложилась.
После распада Советского Союза и появления на его территории новых независимых государств, мнения специалистов о состоянии современного мирового порядка разделились. Одни считают, что мир стал однополюсным, где главную роль отводят Соединенным Штатам. Как отмечает английский публицист У.Хаттон: «После развала СССР Соединенные Штаты стали настоящим гегемоном. Даже если бы американское правительство оставалось совершенно пассивным, сам масштаб экономики США обуславливает, что для остальных стран возможности реализовать альтернативные социально-экономические модели оказываются крайне ограниченными… На практике же США не пассивны. Превосходя все остальные страны мира по военной силе, Америка одновременно навязывает всем свою культуру (распространением которой занимаются ее мощные средства массовой информации). Все вместе это создает новую форму международного доминирования, не имеющую истинных аналогов или прицидентов».
Глава 3:
Кроме того, принятие Пакистана вместе с Индией не представляется обязательным. В любом случае преимущества от членства Индии настолько очевидны, что они должны рано или поздно преодолеть все сомнения.
Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества может увеличить ряды своих членов в обозримом будущем. Но пока, по словам специального представителя президента РФ по делам ШОС Виталия Воробьева: «Шанхайская организация сотрудничества в своем нынешнем составе будет существовать еще некоторое время»35. И как заявил на пресс-конференции по итогам саммита президент Узбекистана Ислам Каримов, с этим спешить не следует: «Моя позиция, мнение Китая и Российской Федерации, состоит в том, что по вопросу о принятии в состав ШОС новых членов торопиться не надо»36.
В целом, несмотря на разные точки зрения относительно роли ШОС, на проблемы роста, организация медленно, но верно превращается в реально действующую международную организацию, с существованием которой, нравится это кому-то или нет, многим приходится считаться. Основа для ее существования проста. Все страны-члены ШОС дорожат сотрудничеством с Западом, так как задачи экономического сотрудничества без такого сотрудничества не решить. Но всем им комфортнее в мире, где существуют альтернативные центры силы и действуют организации, где некоторые их проблемы понимаются лучше, чем на Западе. Само существование серьезной международной организации, среди рабочих языков которой есть русский и китайский, но нет английского, притягивает к ШОС все большее внимание и заинтересованность других стран.
В сегодняшнем мире, где стремление к единообразию во всем, в том числе и в политике, голос стран, выступающих за многополярный мир, плюрализм, не может не быть услышан.
ШОС не является блоковой организацией. Она представляет собой международный инструмент для согласования направлений многостороннего сотрудничества.
На сегодня у ШОС хорошие перспективы, и ниша для ее деятельности в мировой политике существует, как отметил А.Лукин, «ее лишь необходимо более активно занимать»37. В послании исполнительному секретарю ШОС Чжан Дэгуану Президент РФ В.В.Путин отметил: «Убежден, что ШОС исторически призвана стать своего рода трансконтинентальным мостом, органически связующим Европейский и Азиатский континенты. Такое предназначение обусловлено уникальным геополитическим положением государств-членов, исповедуемой ШОС философией уважения многообразия культур, верований и традиций, открытостью и нацеленностью на широкое международное сотрудничество»38.
Таким образом, для реализации своего призвания ШОС надо активнее искать свое уникальное лицо в постоянно меняющемся мире.
Заключение:
Глобальные геополитические изменения конца ХХ века выдвинули вопросы региональной безопасности в разряд важнейших приоритетов международной политики.
Создание и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества обусловлено общим требованием человечества к миру и развитию в историческую эпоху после «холодной войны» и демонстрирует огромный потенциал мирного сосуществования, сплоченности и сотрудничества между странами с различными цивилизациями и традиционными культурами. За короткое время со дня создания ШОС получила существенное развитие, что говорит о большой жизнеспособности данной организации.
После распада Советского Союза в декабре 1991 года, интересующие нас страны Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан перешли к проведению государственного курса на независимость. Все пять стран оказались перед необходимостью решения сложных задач по возрождению своей экономики, многотрудному выходу на уровень современной мировой науки и техники, противостоянию вызовам глобализации экономики. В связи с этим задача национального возрождения для каждой из пяти стран сводилась к обеспечению мирного и стабильного внешнего окружения и многостороннего сотрудничества с соседними государствами. Тем более, что в данном регионе, в частности, в Центральной Азии, Закавказье и прилегающих районах, активно развернули свою преступную деятельность группировки национальных сепаратистов, религиозных экстремистов, международных террористов, группировки, занимающиеся контрабандой наркотиков. Беспрерывно происходят вооруженные нападения, устраиваются взрывы и другие террористические акты.
С распадом СССР у Китая появились новые соседи – суверенные государства, с которыми он не замедлил установить дипломатические отношения.
В начале 90-х годов Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан сформировали совместную делегацию бывших союзных республик для решения пограничных проблем с КНР. Со временем эта совместная работа привела всех участников к пониманию перспективности взаимодействия в этом формате, и не только в пограничной сфере.
В 1996 году в Шанхае состоялась встреча глав пяти государств, где была образована «Шанхайская пятерка», прообраз Шанхайской Организации Сотрудничества. Тональность последующего диалога определили Шанхайское Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 г.) и подписанное на второй Московской встрече Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.). Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнерских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, не принадлежности к блокам, не направленности против третьих стран. Они явились первыми такого рода договорными актами, заключенными в Азии, которые дают пример того, как надо обеспечить безопасность государств не путем наращивания вооружений, а через укрепление мер доверия в военной области и сокращения вооружений. Пять государств показали образец создания механизма гарантий стабильности и предсказуемости военной деятельности вдоль огромной по своей протяженности (более 7000 км) границы. Не случайно, что после подписания в Шанхае Соглашения аналогичное Соглашение о мерах доверия в военной области вдоль линии фактического контроля в районах китайско-индийской границы было подписано Китаем и Индией в ноябре 1996 года во время визита в Дели Председателя КНР Цзян Цзэминя1.