Введение:
За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, развивающиеся в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств, важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных, региональных организаций является - Европейский Союз.
Европейский союз, Россия и страны СНГ уже накопили достаточный опыт сотрудничества, который строился на основе партнерства, доверия и взаимоуважения. Процесс интеграции, рассматриваемый на примере ЕС, это процесс долгосрочный, который строился на экономическом сотрудничестве, не без идеи политического единства.
Интеграция – это:
– межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального, хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенные на потребности региона в целом;
– процесс, освобождающий движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы от национальных перегородок;
– создание единого внутреннего рынка;
– рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения.
ЕС – свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости, своеобразная «лаборатория», где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса. В результате ожидаемого расширения ЕС, в состав стран-членов попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью 5 млн. кв. км с 550 млн. человек и 7,7 трлн. долларов ВВП.
Таким образом, развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства, что говорит об актуальности поднятой темы.
Причина выбора ЕС в качестве примера экономической интеграции не случайна. В российской школе западноевропейская интеграция рассматривается как простая разновидность объединённых тенденций в современной мировой политике и экономике. ЕС изображается либо как своеобразный региональный торговый блок, подобный НАФТА или АСЕАН, либо как одна из многих региональных международных экономических интеграций. Между тем ЕС имеет уникальные черты, качественно отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов интернационализации мирохозяйственных связей.
Во-первых, ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС – это, прежде всего, общее право, общие институты и общая политика.
Во-вторых, место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики наряду и наравне с крупнейшими национальными государствами – США и Японией.
Цель дипломной работы рассмотреть формирование экономических отношений ЕС с Россией и странами СНГ на рубеже 20-21 вв.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть процесс формирования экономических отношений ЕС и России;
Глава 3:
Политика, направленная в адрес Украины, в своем экономическом содержании – это не попытка удержать страну-сателлита в зоне влияния «метрополии», а стремление обеспечить максимизацию выгоды от реализации крупного геоэкономического проекта, за которым стоят Россия и другие страны ЕврАзЭС. Этот проект предполагает консолидацию активов участников на направлениях, обеспечивающих конкурентоспособность этого проекта, а также целой группы дополняющих и развивающих инвестиционных проектов.
Экономическая цель такой операции – выровнять инвестиционные возможности всех участников производственной цепочки, составляющих последовательные звеня в создании стоимости. Содержанием такой операции является обмен активами, приносящими доход с известным сдвигом во времени, то есть об обмене будущих доходов для одних, на доход уже сегодня для других. При этом гарантией таких инвестиций является целостность производственной цепочки в части добычи, переработке, транспортировке и доставке конечным потребителям внутри стран-участниц и за рубежом.
Россия хорошо себе представляют выгоды рентного характеры, какие она может получить, успешно позиционировав свои ресурсы в масштабах мировой экономики. Однако Россия и Казахстан, как страны-лидеры этого гиперпроекта, исходят из того, что по своей природе настоящий проект выгоден и Украине как стране, оказывающей принципиально важные услуги по транзиту энергоресурсов в Европу, как стране, заинтересованной в системной модернизации своей экономики, и, наконец, экономике, обладающей значительными капитальными активами, которые могут принять участие в формировании эффективного энергетического альянса.
Проблема, из-за которой Украина по-настоящему не видит своего интереса в этом проекте, состоит в ее отлучении от ренты производителя в силу своеобразной структурной неполноценности компаний и стран, специализирующихся на транзите газа и нефти, поскольку их доходы не связаны напрямую с ростом цен транспортируемые продукты. С экономической точки зрения, это нормальная ситуация, которая подлежит частичной коррекции через определенные интервалы времени, когда подписываются очередные соглашения о транзите. Ведь, с другой стороны, стоимость транзита не может произвольно снижаться, если снижаются цены на нефть и газ. В тоже время нельзя игнорировать то обстоятельство, что на рынке господствуют настроения, обусловленные ожиданием стабильно высоких и даже растущих цен на углеводороды на обозримом горизонте. В этом случае, страны транзитеры, также испытывающие значительные проблемы с обеспечением конкурентоспособности своих экономик, заинтересованы в получении своей части выигрыша от этого затяжного подъема цен на энергоносители.
Следует признать, что до сих пор соответствующие интересы Украины не принимались в расчет Россией.
Во-первых, в 90ые годы в ходу была концепция, что главный актив Украины – газотранспортную систему – можно передать Газпрому в погашение накопившихся долгов Украины перед Россией.
Мало того, что эта модель игнорировала все представления о рыночной стоимости капитальных активов ГТС, она бесцеремонно, в оскорбительном виде вторгалась в сферу национальной идентичности Украины. Такая схема сегодня – достояние истории.
Во-вторых, активы ГТС Украины традиционно трактовались исключительно как часть транзитной цепочки производственного цикла в энергетике. В сущности, такое положение вполне типично для всех регионов мира, однако в случае с Украиной есть большой недоиспользованный потенциал по обмену активами между разными взаимосвязанными звеньями цепочки создания стоимости. В рамках предложения по полномасштабному присоединению Украины к ЕЭП этот потенциал может быть активно использован для встраивания Украины в газовый (энергетический) альянс со странами ЕврАзЭС.
В-третьих, и Украина, и Россия находятся под большим давлением со стороны клуба потребителей, особенно США, которые стремятся не допустить формирования подобных альянсов производителей и поставщиков энергоносителей, особенно в том, что касается поставок природного газа в Европу. В первую очередь, такая попытка столкнется с положениями Энергетической Хартии, которую Украина подписала и ратифицировала (Россия не ратифицировала этот документ вместе с Норвегией и Австралией).
Принципиальный шаг (прорыв), который в состоянии изменить характер интеграционных процессов на территории стран СНГ – это изменить нынешнее соотношение активов транзитной инфраструктуры и активов в сфере добычи, переработки и дистрибуции на рынках конечного потребителя. Украина вместе с Россией и другими членами энергетического альянса ЕЭП будет заинтересованы в том, чтобы максимизировать общий результат – рентные доходы альянса от развития систем добычи, переработки и доставки продукции на все главные рынки в Европе, Азии и по всему остальному миру.
Заключение:
В данной работе представлены результаты исследования формирования экономических отношений ЕС со странами СНГ.
Основные результаты исследования следующие:
1. рассмотрен процесс формирования экономических отношений ЕС и России:
– на конкретных примерах рассмотрен механизм реализации стратегии ЕС на отдельных этапах эволюции Союза;
Анализ уроков и опыта ЕС позволяет предположить, что Сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его разви¬тие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание. Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, также основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существен¬но отличающаяся от национальных систем. Ее характерными чертами являются:
• сочетание институтов двух типов — межгосударственных и над¬национальных;
• гибкое разделение компетенции между институтами ЕС и на¬циональными правительствами;
• многообразие типов принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными прави¬тельствами и всеми участниками интеграции, до заключений, имею¬щих рекомендательный характер;
• примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих догово¬ров.
– внешнеэкономическое позиционирование России является одним из ключевых направлений экономической политики страны;
Проблема вхождения в общее европейское экономическое пространство - цен¬тральная с точки зрения стратегических перспектив взаимоотношений России и Европейского Союза. Тому есть ряд причин, обусловленных как собствен¬ными проблемами развития ЕС, так и экономической стратегией России.
Важнейшей среди целей интеграции России и ЕС является решение задачи ускоренного экономического развития. Причем экономическое развитие требует другого определения, а не через формальный показатель среднедушевого ВВП. Это следует, в том числе из того, что происходящие сегодня быстрые изменения в экономике делают состав любых макроэкономических агрегатов очень подвижным, что существенно снижает их ценность. Более того, эти количественные агрегаты маскируют реально происходящие в экономике изменения.
Существует несколько аспектов возможных взаимоотношений и соответст¬венно направлений сближения России и ЕС в рамках реализации идей обще¬го экономического пространства. К ним относятся:
• использование опыта ЕС при формировании институтов современной рыночной экономики в России;
• взаимное открытие рынков России и ЕС, формирование в перспекти¬ве зоны свободной торговли, а затем и зоны свободного перемещения капиталов и рабочей силы;
• решение проблем конкретных секторов экономики (прежде всего энергетической, транспортной, регионального сотрудничества, Кали¬нинградской области в контексте расширения ЕС и др.)