Введение:
В ситуации продолжающегося ухудшения внешних условий и роста внутренних проблем изучение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России и внешней торговли, как одной из основных форм этой деятельности продолжает оставаться сверхактуальным. ВЭД выступает важным фактором финансовой стабильности, определяя основной источник ресурсов для поддержания экономики страны и формируя значительную долю доходной части федерального бюджета. Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу ВЭД, в процессе которой происходит децентрализация и постепенный отказ государства от монополии на внешнюю торговлю. Центр тяжести все в большей степени переносится на регионы. На региональном уровне так же, как и на государственном происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности. В связи с несовершенством правовой и нормативной базы ВЭД, организации осуществляющие ее, сталкиваются с рядом проблем, преодоление которых способствовало бы более успешной работе. В частности, законодательные акты по вопросам ВЭД не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится как бы вслед разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти т.н. подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, ГТК, ГНС, ЦБ РФ и т.д. Получается, что ведомственные инструкции очень часто являются основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций. Завершение создания законодательной базы ВЭД, совершенствование ее системы управления, ускорение доработки программы по оптимальному включению субъектов РФ во ВЭД – вот основные задачи, решение которых должно осуществляться, в первую очередь.
Глава 3:
Вплоть до начала 60-х годов прошлого века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все, более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.
Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.
Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.
Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику.
Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты используются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании валютного курса.
Заключение:
В настоящее время, в условиях развития глобализации мировой экономики и активизации интегральных процессов на различных уровнях хозяйствования, успех или неуспех национальной экономики во все большей степени определяется качеством и эффективностью деятельности субъектов хозяйствования, конкурентоспособностью выпускаемой продукции на мировом рынке.
В условиях формирования механизма социальной рыночной трансформации экономика нуждается в изменении модели экономического роста, адекватной устойчивому развитию. Уже сейчас на уровне отдельных регионов реализуются различные модели перехода, определяющиеся территориальными особенностями, которые зависят от специфики административных, природно-ресурсных, экологических, социально-экономических, а также политических условий.
Независимо от того, по какой модели будет развиваться тот или иной регион, особое значение приобретает результативность внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Внешнеэкономические связи – это не просто важный элемент функционирования рыночной экономики, предполагающий органичное включение страны в мировое хозяйство, это также средство повышения эффективности производства за счет преимуществ международного разделения труда и источник дополнительных инвестиций. Оттого, в какой мере страна сможет создать благоприятный инвестиционный климат, разработать концепцию внешнеэкономических связей, во многом зависит эффективность реформирования экономики.