Введение:
Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинст-ва зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей суще-ствуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для рос-сийских предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планиро-вание необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задол-женности, нерациональное их использование, а также недостатки организацион-ной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менедже-рам приходится решать следующие задачи:
1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денеж-ных средств;
2. ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
3. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
4. ускорение истребования долгов;
5. уменьшение бюджетных долгов;
6. оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в деби-торской задолженности.
Эти задачи решаются при грамотном управлении дебиторской задолженно-стью, что в свою очередь является частью общей политики управления оборотны-ми средствами предприятия и позволяет оптимизировать общий размер задолжен-ности и обеспечить ее своевременное взыскание.
Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимиза-цию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.
Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствую-щим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокра-щении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение де-нежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлече-нии дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.
Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций.
Глава 3:
Проведение мониторинга дебиторской задолженности по срокам возникно-вения позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок. Определяет области, в которых необходимы дополни-тельные усилия по возврату долгов, а также дает базу для создания резерва по со-мнительным долгам и позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность без-надежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную стати-стику за ряд лет.
С целью максимизации притока денежных средств на ОАО "ХХХ" следует разработать системы договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты:
1. Предоплата — обычно предполагает наличие скидки;
2. Частичная предоплата — сочетает предоплату и продажу в кредит;
3. Выставление промежуточного счета — эффективно при долгосрочных контрак-тах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;
4. Банковская гарантия — предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств;
5. Гибкое ценообразование — используется для защиты предприятия от инфляци-онных убытков. Гибкие цены могут быть: привязаны к общему индексу инфля-ции; зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов; учитывать фак-тический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.
Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфля-ции, когда происходит обесценивание денег. Проведенный во второй главе работы анализ показал, что в последнее время задолженность предприятия достигла зна-чительных сумм, при этом большая часть которых в ходе инфляции теряется. При инфляции, например, в 30% в год в конце гола можно приобрести всего 70% того, что можно было купить в начале года. Поэтому не выгодно держать деньги в на-личности, не выгодно продавать товар/услуги в долг. Однако выгодно иметь кре-дитные обязательства к оплате в денежной форме, т.к. выплаты по различным ви-дам кредиторской задолженности производится деньгами, покупательская способ-ность которых к моменту выплаты уменьшается.
В случае, если полная предоплата невозможна, то следует попытаться полу-чить частичную предоплату. Ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок, а также оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия.
Предложение скидок клиентам оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Поскольку анализируемое предприятие испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий фи-нансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным.
При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Последнее связано хотя бы с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы. Скидки обычно более целе-сообразны: поощрение всегда действует лучше, чем штраф.
Заключение:
Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).
Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий вызывает рост доста-точных объемов дебиторской задолженности на балансах производителей.
Образование дебиторской задолженности экономически объяснимо недос-татком оборотных средств. Вместе с тем, необходимо учитывать, что дебиторская задолженность, как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере пред-принимательской деятельности.
Дебиторская задолженность в своей сути имеет два существенных признака:
1. с одной стороны для дебитора — она источник бесплатных средств;
2. с другой стороны для кредитора — это возможность увеличения ареала распро-странения его продукции, увеличение рынка распространения продукции.
Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выво-ды:
1. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатеже-способности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потен-циально неплатежеспособными покупателями.
2. Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные из-держки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, команди-ровки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличе-ние периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задол-женности.
3. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества рас-четных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплош-ным, так и выборочным методом.
4. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской за-долженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляе-мого фирме поставщиками сырья и материалов.
5. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать несколько видов договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.