Дипломная по теме: Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования

Название работы: Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5

1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 15

1.3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 19

1.4. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 24

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ 30

2.1. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 30

2.2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ 35

2.3. БЮДЖЕТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 41

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ 45

3.1. НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА 45

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 48

3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР 53

3.4. СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89

Выдержка:

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии эко-номической структуры любого современного общества играет го-сударственное регулирование, осуществляемое в рамках избран-ной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономиче-ское и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство об-разует централизованные и воздействует на формирование децен-трализованных фондов средств, обеспечивая возможность выпол-нения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную сис-тему. Государственный бюджет, являясь главным средством моби-лизации и расходования ресурсов государства, дает политиче-ской власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать раз-витие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социаль-ную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлени-ях пойдет преобразование финансовой системы общества, на-сколько бюджетная политика государства будет отвечать требо-ваниям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в ко-тором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал ради-кального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджет-ного кодекса Российской Федерации, установившего общие прин-ципы бюджетного законодательства и правовые основы функциони-рования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджет-ного процесса, теоретических и законодательных основ и реаль-ной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуще-ствления властных полномочий, дает государству реальную эко-номическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, имен-но бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и терри-ториям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение нацио-нального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет вы-ступает инструментом регулирования и стимулирования экономи-ки, инвестиционной активности, повышения эффективности произ-водства, именно через бюджет осуществляется социальная поли-тика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финан-совые категории (налоги, государственный кредит, государст-венные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выяв-ления наиболее значительных проблем в функционировании бюд-жетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетной системы Российской Федерации.

Глава 3:

Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Фе-дерации и муниципальных образований финансируются расходы на государственную поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; на правоохрани-тельную деятельность и противопожарную безопасность; на науч-но-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; на социальную защиту населения; на охрану окружаю-щей среды, охрану и воспроизводство природных ресурсов; на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; на рыночную инфраструктуру; на развитие федеративных и национальных отношений; на средства массовой информации; на финансовую помощь другим бюджетам и т.д.

В 2002 г. проведена инвентаризация расходных полномочий федерального, регионального и местных бюджетов и регламенти-рующих их нормативных правовых актов. Согласно Концепции по результатам этой работы в 2003 г. в федеральном законодатель-стве, а также в договорах и соглашениях с субъектами Федера-ции должно быть конкретизировано разграничение расходов и бюджетной ответственности органов власти и управления разных уровней. Субъектам РФ рекомендовано, опираясь на федеральное законодательство и соглашения с федеральными органами госу-дарственной власти, не позднее 2004 г. законодательно закре-пить расходы за их бюджетами и бюджетами муниципальных обра-зований.

Налоговые доходы следующим образом разграничены в Концеп-ции между бюджетами разных уровней:

1. Федеральные налоги:

 налог на добавленную стоимость;

 налог на прибыль (доход);

 налог на доход от капитала;

 подоходный налог с физических лиц;

 акцизы на минеральное сырье и на отдельные товары и услуги,

 таможенная пошлина;

 налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

 налог за пользование недрами;

 сбор за право пользования объектами животного мира, водными, биологическими ресурсами;

 водный и лесной налоги;

 налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

 экологический налог;

 государственная пошлина;

 федеральные лицензионные сборы.

Кроме того, федеральным законодательством могут вводиться специальные налоговые режимы в виде вмененного налога, едино-го налога на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, единого налога на сель-хозпредприятия;

2. Региональные налоги (их вправе вводить субъекты Федера-ции на своей территории)

 налог на имущество предприятий и организаций;

 дорожный и транспортный налоги;

 налог с продаж;

 налог на игорный бизнес;

 региональные лицензионные сборы;

 налог на недвижимость, заменяющий налог на имущество предприятий и организаций;

Заключение:

Бюджетная политика связана с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны по-средством оптимизации сбора налогов или рационального плани-рования государственных расходов.

Бюджет должен быть реальным - это первое условие нормально-го функционирования экономики. У истоков бюджетных неплатежей лежит нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП и, соответственно, до-ходов бюджета. Мнимые (записанные в проекте бюджета) доходы распределяются по статьям расходов. На практике это приводит к необходимости секвестировать (урезать) расходы по ходу вы-полнения бюджета, а значит, к росту неплатежей, полному хаосу в управлении бюджетной сферой, падению финансовой, в том чис-ле налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Возможность одним дать деньги, а другим отказать по причине их отсутствия (хотя они и расписаны в бюджете именно для данной цели и данного бюджетополучателя) служит питательной средой для коррупции.

Чтобы бюджетные расходы на социальные цели были эффективны-ми, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субсиди-руемыми услугами государства в области здравоохранения, обра-зования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать такие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюд-жета, однако важно не перегнуть палку.

Похожие работы на данную тему