Введение:
Местное самоуправление в России имеет давнюю историю. Земские учреждения существовали с середины XIX века. В их ведении находились управление имуществом, капиталами, денежными сборами и благотворительными заведениями земств, устройство и содержание земских зданий, путей сообщения, обеспечение продовольствием, развитие местной торговли и промышленности, попечительство народного образования и здравоохранения, воинское и гражданское управление. «Земским положением» (1864 г.) земская и городская власть была отделена от государственной.
Особенность современного этапа в развитии местного самоуправления заключается в том, что развитие этой системы имеет как бы два вектора. С одной стороны, налицо попытка вернуться к основам местного самоуправления дореволюционной России, с другой – желание перенять то лучшее в местном самоуправлении, что разработано в западной общественной науке и практике. Несмотря на декларарацию приверженности местного самоуправления со стороны Президента и государственных чиновников, до сих пор на государственном уровне не существует единого мнения не только по стратегии развития местного самоуправления, но по вопросу о целесообразности общественного института как такового. Среди противников местного самоуправления находятся, например, руководителя органов государственной власти ряда субъектов РФ. Основой для разрешения спорных вопросов и выработки единой национальной стратегии развития может служить теоретическое и широко разделяемое понятие «местное самоуправления», его места и роли в системе общественно – политического устройства России. Местное самоуправление – одна из форм самоуправления как социальное явление. Как и многие термины в общественных науках оно не имеет единого толкования.
Глава 3:
На базе Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", а также законов субъектов РФ о муниципальных выборах регулярно, начиная с 1995 г., избираются депутаты представительных органов и главы местного самоуправления муниципальных образований. В 1995 - 1998 гг. избраны органы местного самоуправления в подавляющем большинстве муниципальных образований. В 1999 году - в связи с истечением сроков полномочий - переизбраны 13,6 процента представительных органов и 16,2 процента глав муниципальных образований, в 2000 году - 59 процентов представительных органов и 58 процентов глав муниципальных образований. В 2001 году должно быть переизбрано 27 процентов представительных органов и 27,6 процента глав муниципальных образований.
Депутаты представительных органов, как того требует федеральное и региональное законодательство, избирались в альтернативном порядке на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан РФ в выборах было добровольным и свободным. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах..." главы муниципальных образований могли избираться либо непосредственно населением, либо представительными органами МС из своего состава. В отдельных поселениях, где уставом муниципального образования предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями (сходами) граждан, главы муниципальных образований вправе были избираться на этих собраниях (сходах) граждан. По данным Центральной избирательной комиссии РФ, непосредственно населением избрано более 65 процентов глав муниципальных образований, представительными органами - около 30 процентов глав, собраниями (сходами) граждан - 1 процент.
Тенденция к укреплению "вертикали власти" вызвала к жизни идею отказа от выборов глав муниципальных образований и перехода к их назначению властями субъектов РФ. Поскольку эта идея явно противоречит Конституции РФ, ее слегка трансформировали, выдвинув тезис о согласовании кандидатур, избираемых представительными органами МС, с высшим должностным лицом субъекта РФ. В Государственную Думу одним из депутатов недавно был внесен законопроект, согласно которому главы муниципального образования избираются только представительным органом местного самоуправления из своего состава с последующим утверждением высшим должностным лицом субъекта РФ, а в административных центрах субъектов РФ - с последующим утверждением Президентом РФ. Отказ от выборов глав местного самоуправления непосредственно населением и сохранение их выборности представительным органом МС не противоречит принципам организации МС, поскольку сохраняется выборность представительного - главного органа местного самоуправления. Однако не может быть оправдан предлагаемый порядок, согласно которому избранное должностное лицо затем утверждается региональными или федеральными органами государственной власти. Это противоречит ст. 12 Конституции РФ, устанавливающей, что органы МС не входят в систему органов государственной власти, что предполагает, в частности, организационную независимость органов МС, то есть их право принимать решения о своем устройстве без всяких согласований с органами государственной власти и без утверждения решений этими органами.
Заключение:
Местное самоуправление в силу того, что оно наиболее близко к проблемам населения, способно решать проблемы людей эффективней, чем любой другой уровень власти. МСУ является важнейшим звеном единой системы публичной власти, оно дополняет и укрепляет государственную власть.
Государственная власть должна способствовать развитию местного самоуправления в России, укрепив его финансово и организационно, одновременно усилив контроль над деятельностью органов местного самоуправления. Для этого необходимо
закрепить доходные источники местных бюджетов на долговременной основе;
усилить собственную доходную базу в виде местных налогов и сборов;
отнести территорию муниципального образования к ведению муниципальных властей;
принять закон о передаче объектов федеральной собственности, представляющих интерес для местного сообщества, в муниципальную собственность;
усилить ответственность выборных лиц местного самоуправления не только за исполнение законов, но и за результаты своей деятельности;
определять компетенцию и принципы формирования местных бюджетов в соответствии с типом муниципального образования, принять закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
скоординировать на федеральном уровне работу по стратегическому планированию городов;
усилить требования к квалификации муниципальных служащих;
разработать Программу информатизации органов местного самоуправления.
Децентрализация государственного управления сама по себе еще не гарантирует эффективности управления. Для построения эффективной системы управления любым объектом необходимо решить следующие задачи:
адекватно описать объект управления;
определить цели и задачи управления;
выявить ограничения, препятствующие реализации целей и задач;
задать критерий качества управления.
На решении этих задач основывается выбор структуры и функций системы управления.
Переход к рыночной экономике и демократическим принципам управления государством и обществом означает введение в систему управления элементов саморегулирования. При этом, чтобы не потерять управляемость, необходимо наладить механизмы обратной связи и контроля.
Для того чтобы работа органов местного самоуправления была эффективной, необходимо, чтобы основополагающие принципы ее работы задавались на федеральном уровне, в частности, чтобы федеральное законодательство в части местного самоуправления было полным, непротиворечивым, системным. Опыт показал, что регулирование ряда ключевых вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации не дает положительных результатов, а зачастую приводит к явно негативным для людей явлениям.