Введение:
Целями дипломной работы являются: во-первых, осуществление комплексного анализа института опеки и попечительства по законодательству РФ; во-вторых, анализ существующей законодательной базы, регулирующей институт опеки и попечительства; в-третьих, исследование наиболее часто поднимаемых вопросов в правоприменительной и судебной практике; в-четвертых, разработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства, правоприменительной с судебной деятельности в данной области.
В соответствии с этими целями автор поставил перед собой следующие задачи:
- раскрыть общую правовую характеристику института опеки и попечительства; дать понятие опеки (попечительства);
- рассмотреть предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства и его место в отечественной правовой системе;
- выявить особенности исторического развития института опеки и попечительства; проанализировать порядок установления и прекращения опеки и попечительства; исследовать правовое положение субъектов правоотношений с сфере опеки и попечительства.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический материализм, а также такие частно-научные методы, как исторический, логический, системно-структурный, функциональный и аксиологический, сравнительного правоведения.
Эмпирической базой дипломной работы служат обобщения материалов опубликованной судебной практики, данные исследователей, работающих над этой проблемой.
Изучение опеки и попечительства в РФ не нашло широкого отражения в научной литературе в трудах ученых. Можно назвать лишь некоторых авторов: Богданову Г.В., Антокольскую М.В., Грачеву В.А., Казанцеву М. В., Михееву Л.Ю.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В главе 1 дается общая характеристика института опеки (попечительства) как формы индивидуального устройства граждан: понятие опеки (попечительства), предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства и его место в отечественной правовой системе, особенности исторического развития института опеки и попечительства.
Глава 2 посвящена правовому положению субъектов правоотношений с сфере опеки и попечительства.
В главе 3 анализируется правовое положение субъектов правоотношений с сфере опеки и попечительства: органов опеки и попечительства, их права и обязанности, права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей над детьми, патронаж над дееспособными гражданами.
В заключении сформулированы краткие выводы по результатам проведенного исследования.
Глава 3:
При отсутствии всяких средств у лица, нуждающегося в помощнике, в исключительных случаях труд последнего может оплачиваться органами социальной помощи, различного рода фондами. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко зафиксированы права и обязанности сторон (помощника и органов опеки и попечительства), а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. В тексте договора могут быть оговорены важные для беспомощного гражданина детали (доставка ему продуктов, приготовление пищи, уборка, организация медицинской помощи, чтение вслух для слепых и т.п.) [46, с.182]. Договор патронажа предполагает существование систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях - отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других жизненно важных прав лица, пользующегося договором патронажа. Ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося на патронаже без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.
Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником [38, с.194]. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью. Связывая освобождение помощника (его отстранение) от принятых на себя обязательств, ст. 39 ГК исходит из понимания патронажа как разновидности попечительства, с чем трудно согласиться.
Таким образом, под патронажем как особой формой попечительства в силу п. 1 ст. 41 ГК следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, немощность по старости. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.
Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Их согласие на установление патронажа и назначение конкретного лица их попечителем (помощником) является обязательным условием. Вместе с тем это лицо должно отвечать требованиям п.п. 2, 3 ст. 35 ГК. Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного.
Назначение попечителя (помощника) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (п. 1 ст. 35 ГК). Надзор за его деятельностью осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.).
Заключение:
Опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
1) регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
2) предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопеч¬ного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
3) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
4) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в ши¬роком смысле) или иных лиц;
5) решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надле¬жащее осуществление должны обеспечиваться организационной и кон¬трольной деятельностью органов государственной власти и местного са¬моуправления.
Такие формы устройства детей, как приемная семья и патронат («патронатная семья»), являются видами опеки и подлежат правово¬му регулированию в рамках универсального института опеки и попе¬чительства.
По мнению автора, есть основания рассматривать внутреннее правоотношение в системе правоотношений опеки и попечительства как обязательство по оказанию услуг в пользу третьего лица. Его субъектами являются муниципальное образование в лице органа опе¬ки и попечительства и опекун (попечитель) как стороны обязатель¬ства, а также подопечный как третье лицо. Эти правоотношения мо¬гут быть безвозмездными или возмездными, носят срочный, фидуци¬арный характер и требуют по общему правилу личного исполнения со стороны опекуна (попечителя).
Участниками внешних правоотношений, возникающих из уста¬новления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и мест¬ного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.
Опека и попечительство могут рассматриваться не только как фор¬ма устройства граждан, а также система правоотношений, но и как институт законодательства, т.е. система норм разной отраслевой при¬надлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществ¬лению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общи¬ми задачами и принципами. Опека и попечительство - элемент сис¬темы частного права, а именно - часть раздела о лицах. Автор предлагает считать основными началами (принципами) института опеки и попечительства: