Введение:
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. Широко распространено так называемое социальное сиротство – ситуация, когда дети остаются без родительского попечения при живых родителях. На сегодняшний день детей, оставшихся без родительского попечения по разным причинам, насчитывается около 800 тысяч.
На международном и национальном уровне усыновление признано приоритетной формой устройства детей, по разным причинам попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Этот институт призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание для детей, лишившихся родительского попечения.
В современной России остро стоит демографическая проблема: снижается уровень рождаемости, повышается уровень смертности населения. Кроме того, с каждым годом растет число усыновлений российских детей иностранцами. Все это требует срочного принятия комплекса мер, направленных на стимулирование усыновления детей именно российскими гражданами.
В сфере международного усыновления также существует ряд проблем, связанных с незаконной деятельностью иностранных организаций по усыновлению детей, с отсутствием контроля и возможности отслеживать дальнейшую судьбу усыновленных детей. Предмет исследования – отношения в сфере усыновления (удочерения) детей.
Объект исследования – отношения в сфере усыновления (удочерения) детей.
Глава 3:
Согласно ее положениям Договаривающееся государство назначает центральный орган для выполнения обязанностей, которые возложены на такие органы согласно Конвенции. Центральные органы сотрудничают друг с другом и развивают сотрудничество между компетентными властями в своих государствах в области защиты детей и для достижения других целей Конвенции.
Лица, постоянно проживающие в Договаривающемся государстве, которые желают усыновить ребенка, постоянно проживающего в другом Договаривающемся государстве, обращаются в центральный орган государства своего постоянного места жительства. Если центральный орган принимающего государства убежден в том, что заявители имеют право на усыновление и подходят для этого, он подготавливает доклад, включающий информацию об их личности, правах и пригодности осуществить усыновление, биографические данные, медицинскую карту и историю семьи, социальное окружение, причины усыновления, способность осуществить иностранное усыновление, а также характеристику детей, о которых они должны будут заботиться. Он передает доклад центральному органу государства происхождения.
Если центральный орган государства происхождения убежден в том, что ребенок может быть усыновлен, то он: a) подготавливает доклад, включающий информацию о его личности, возможности быть усыновленным, данные биографии, о социальном окружении, историю семьи, медицинскую карту, любые особые требования ребенка, и передает его центральному органу принимающего государства; б) должным образом учитывает воспитание ребенка и его этнические, религиозные и культурные связи и окружение; в) на основе доклада центрального органа принимающего государства определяет, отвечает ли предусмотренная передача лучшим интересам ребенка.
Таким образом, центральные органы непосредственно сами или через государственные власти или другие организации, должным образом уполномоченные в своем государстве, будут принимать все соответствующие меры для того, чтобы облегчать, соблюдать и ускорять процедуру усыновления; обмениваться информацией о потенциальных усыновителях и детях, которые могут быть усыновлены.
Современные проблемы в области международного усыновления детей требует принятия адекватных решений. В первую очередь, Российской Федерации надо ратифицировать международные правовые акты, затрагивающие вопросы международного усыновления и защиты детей. Кроме того, необходимо заимствовать положительный опыт зарубежных стран в вопросах международного усыновления детей, укреплять сотрудничество в этой сфере между государствами. А также требуется внести в российское законодательство соответствующие изменения.
Заключение:
Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенностью сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей, существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития, существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления, меняющейся геополитической обстановкой в мире.
В представленной работе сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.
Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об усыновлении в РФ.
Вскрытие основных проблем, вязанных с существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в России, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.