Введение:
В свете сегодняшних проблем российской экономики, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, совершенствованием организации расчетов в народном хозяйстве и стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, имеет неоценимую практическую ценность.
Практическая роль банковской системы в экономике народного хозяйства, связанной рыночными отношениями, определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу включая количество наличных денег, находящиеся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы – это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
Управление современными банками относится к одной из самых сложных интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Она базируется на использовании полной и достоверной информации о формировании ресурсов и их размещении, достигнутых результатах, наличии резервов на возможные потери по банковским операциям. Система, обеспечивающая банки такой информации, и есть бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет справедливо называют «языком бизнеса», знание которого необходимо для эффективного ведения предпринимательского дела. Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетному, кассовому, кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банком операции находят отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и учреждений. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций, в то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка – по пассиву.
Значительную долю среди операций коммерческих банков в настоящее время занимают безналичные расчеты.
Целью работы является изучение бухгалтерского учета и аудита безналичных расчетов в кредитных организациях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и содержание безналичных расчетов;
- рассмотреть основные принципы системы безналичных расчетов;
- определить основные формы безналичных расчетов;
- определить виды безналичных расчетов в коммерческих банках;
- изучить учет и порядок организации расчетных операций в банках;
- рассмотреть виды аудита и внутреннего контроля, которые проводятся в коммерческих банках.
Глава 3:
Согласно российскому законодательству, кредитные организации подвергаются ежегодной аудиторской проверке. Основной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации /5/.
Банки подвергаются внешнему, внутреннему аудиту и внутрибанковскому контролю /28, 22/.
Основная цель внешнего аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов и разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия.
В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) рассматривает:
- соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям;
- состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям;
- выполнение экономических нормативов, установленных Банком России;
- качество управления кредитной организацией; в том числе состояние внутреннего контроля: состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг; организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий; организация контроля за деятельностью филиалов;
- выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
Совокупность приемов и методов, применяемых учетно-операционными работниками для контроля банковских операций, называют внутрибанковским контролем. Главная задача внутрибанковского контроля — обеспечение законности выполняемых операций, сохранности средств и ценностей /14, 26/.
Во «Ульяновсквнешторгбанке» функционирует служба внутреннего контроля, которая действует в соответствии с разработанным Положением /20/. Целями создания такой службы являются:
- обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка;
- обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;
- разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка;
Заключение:
Современная банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами. Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают тем самым свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений. Однако становление российской банковской системы происходит в условиях осуществляемого перехода к рыночной экономике, который сопровождается нестабильностью и изменчивостью протекания социально-экономических процессов. Это породило ряд проблем во всей банковской сфере, в том числе и в организации безналичных расчетов.
Исходя из общей оценки состояния расчетов, мы выделяем следующие особенности безналичных расчетов в России:
- доминирование во внутренних расчетах платежного инструмента кредитовых переводов, и именно платежного поручения, доля которого в общей сумме безналичных платежей составляет более 95%. Для расчетов по инкассо посредством платежного требования, платежного требования-поручения, инкассового поручения не превышает 4%, а аккредитивной формы расчетов ещё меньше. Нередко практиковалась предоплата товаров и услуг. Пр
- развитие международных расчетов коммерческими банками вследствие либерализации внешнеэкономической деятельности;
- преобладание в межбанковским расчетах (во внутреннем экономическом обороте) использования расчетной сети Банка России;
- значительный удельный вес межфилиальных расчетов кредитных организаций (через внутрибанковскую расчетную систему), благодаря этому сокращаются все виды рисков в расчетах и довольно высоких издержек, связанных с проведением расчетов, особенно после введения Банком России платы за расчетные услуги;
- низкая доля в расчетах между банками клирингового способа платежей, существенно (нередко в 10 раз) снижающего нагрузку на поддержание ликвидности, хотя и более рискованного;
- слабое применение населением безналичных расчетов посредством банковских платежных карт.