Введение:
Как известно, для динамичного развития и функционирования любой экономики государства необходим бесперебойный приток средств инвесторов, как национальных, так и иностранных, как частных, так и крупных. Поэтому правовому регулированию инвестиционной деятельности в каждой стране уделяется очень пристальное внимание, как со стороны государства, так и со стороны субъектов инвестиционной деятельности, а также их потенциальных участников. Современные рыночные условия таковы, что практическая реализация этой задачи предъявляет жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований.
Актуальность выбора темы настоящей работы тем объясняется, что правовое регулирование инвестиционной деятельности как сфера предпринимательства РФ имеет весьма существенное, актуальное значение, как для самих участников инвестиционной деятельности, так и для других участников гражданского оборота, а также для оптимального функционирования микро- и макроэкономики страны в целом.
Более того, от рациональности и соответствия современным мировым рыночным отношениям правового регулирования инвестиционной деятельности, напрямую зависят процессы привлечения иностранных инвестиций, а также судьба заработанных в России денежных средств корпораций и частных лиц.
Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать правовое регулирование инвестиционной деятельности как сферы предпринимательства РФ, в том числе показать правовую основу, субъектов и объектов инвестиционной деятельности, их права и обязанности, виды и формы инвестиционной деятельности, порядок ее государственного регулирования, а также виды и формы гарантий прав инвесторов и их защиты.
Глава 3:
от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
участия иностранного инвестора в приватизации;
предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. При формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица имеют право:
1) в порядке, установленном законом, выбирать инвестиционный портфель (управляющую компанию из числа имеющих договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений с Пенсионным фондом Российской Федерации);
2) отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
3) в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от формирования накопительной пенсии через негосударственные пенсионные фонды и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правами, указанными выше, наделяются застрахованные лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего, чем установленный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Порядок реализации этих прав, застрахованными лицами, достигшими возраста, на пять лет меньшего, чем установленный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, устанавливается отдельным федеральным законом.
Застрахованные лица имеют право на получение информации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений, о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета, об инвестиционных декларациях управляющих компаний. Стандарты раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок рассмотрения обращений граждан по поводу соответствия записей в специальной части их индивидуального лицевого счета устанавливается указанным законом, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Заключение:
Анализируя современный этап развития законодательства об инвестициях, представляется возможным сделать следующие выводы относительно перспектив и направлений его дальнейшего развития.
Следуя пути развития защиты прав инвесторов, необходимо завершить затянувшийся процесс присоединения России к Вашингтонской конвенции 1965 г. об учреждении Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, ратифицировав подписанный еще в 1992 г. документ. Завершение процесса вступления в ГАТТ/ВТО является необходимым не только для усиления защиты иностранных инвесторов, но и отечественных инвесторов. Процесс сближения регулирования иностранных и национальных инвесторов делает необходимым дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих защиту конкуренции и повышение роли и значения процедур антимонопольного регулирования. Последнее является необходимым как для обеспечения эффективного членства России в ВТО, так и для защиты интересов отечественных производителей.
Стимулирование развития отечественных производителей требует законодательной поддержки новых форм инвестирования, связанных с осуществлением так называемых секьюритизованных займов и выпуском обеспеченных залоговыми правами облигаций. Предпосылки развития таких процессов были заложены в рамках Закона N 185-ФЗ, содержащего положения, касающиеся порядка выпуска таких облигаций. В то же время нельзя не отметить, что, как показывает практика, совершенствования требует процедура реализации залоговых прав. В частности, механизм реализации залоговых прав, предусмотренный в рамках ГК РФ, представляется несколько архаичным и неприспособленным к практике современного делового оборота. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим развитие новых форм инвестирования.
Наконец, развития и поощрения требуют процессы, связанные с разработкой и внедрением новых оборотоспособных инструментов финансового рынка - так называемых стандартизированных (стандартных) контрактов. Стандартные формы определенных сделок превращают такие сделки в своеобразные "сгустки" - комплексы прав и обязанностей сторон. Стандартизация же прав и обязанностей сторон превращает такого рода сделки в оборотоспособные инструменты финансового рынка, свободно обращающиеся на рынке. В настоящее время оборот подобных инструментов поддерживается главным образом на уровне обычаев делового оборота. Однако деловой оборот уже требует законодательного признания такого рода финансовых инструментов, обращение которых позволяет участникам распределять инвестиционные риски.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие регулирования инвестиций в России будет неизбежно связано с усилением влияния роли и значения международных механизмов и адаптации к ним внутренних институтов, обеспечивающих защиту прав инвесторов. Появление и развитие новых форм инвестиций будет способствовать защите прав инвесторов через создание новых механизмов распределения и "распыления" инвестиционных рисков .