Введение:
Если попытаться охарактеризовать современный уровень компьютерных и информационных технологий, то первое, что следует отметить – это все возрастающая сложность не только отдельных физических и программных компонентов, но и лежащих в основе этих технологий концепций и идей. Поэтому сегодня добиться создания четко работающих сложных программных комплексов и систем можно только благодаря тщательному и грамотному проектированию разрабатываемого программного обеспечения.
Процесс разработки будет показан на примере разработки автоматизированной системы информационного обеспечения работы почтового отделения связи.
Почтовая связь является одной из важнейших отраслей государства. Помимо предоставления населению услуг почтовой службы (оформление подписки на какое-либо издание, бронирование абонентских ящиков, отправка и получение писем, бандеролей, посылок и прочее) в отделениях связи могут решаться другие задачи. Через узлы связи могут действовать различные институты государства и прочие организации. Примером могут служить выплата пенсий, оплата коммунальных счетов и прочие подобные услуги.
Автоматизированная информационная система может повысить скорость обслуживания клиентов на узлах связи, их надёжность и пропускную способность.
Основная часть:
Интерфейс программы должен предусматривать доступ ко всем функций, которые реализует почтовое отделение как самостоятельно, так и функций предоставляемых сторонним организациям. При этом необходимо сделать разграничение возможностей выполнения функций пользователями в зависимости от их уровня доступа. Кроме того, необходимо реализовать механизм ведения списка этих пользователей (добавление, удаление пользователей, изменение их имен, паролей и уровней доступа). Необходимо также реализовать интерфейс верификации пользователя: ввод имени и пароля и определение по ним уровня доступа и предоставление в зависимости от этого уровня тех или иных функций.
Подпрограмма выдачи пенсий должна предоставить пользователю (с уровнем доступа «оператор») интерфейс для ввода исходных данных по клиенту, получающему пенсию: номер паспорта, месяц и год, на который начислена пенсия, номер ведомости, номер почтового отделения. Далее подпрограмма должна обратиться к базе данных сервера социального обеспечения и проверить факт начисления пенсии данному клиенту, а также факт того, что пенсия еще не выплачена. При совпадении всех условий подпрограмма должна вывести начисленную сумму и запросить подтверждение оператора. После получения подтверждения подпрограмма должна в базе данных сервера социального обеспечения выставить флаг выплаты пенсии.
Подпрограмма приема платежей должна предоставить пользователю (с уровнем доступа «оператор») интерфейс для ввода исходных данных по клиенту, оплачивающему счет: номер счета, дату оплаты. Далее подпрограмма должна обратиться к базе данных сервера коммунальных платежей и проверить факт выставления такого счета клиенту, а также факт того, что счет еще не оплачен. При совпадении всех условий подпрограмма должна вывести начисленную сумму и запросить подтверждение оператора. После получения подтверждения подпрограмма должна в базе данных сервера коммунальных платежей выставить флаг оплаты счета.
Подпрограмма ведения каталога изданий должна предоставлять оператору с уровнем доступа «администратор» возможность ведения списка периодических изданий с указанием кода и названия издания, цены подписки за месяц и за год. Данные должны представляться в табличной форме с возможностью поиска и сортировки.
Подпрограмма ведения списка абонентских ящиков должна предоставлять оператору с уровнем доступа «администратор» возможность ведения такого списка с указанием номера абонентского ящика и цены аренды за месяц. Данные должны представляться в табличной форме с возможностью поиска и сортировки.
Процедура оформления подписки на периодическое издание должна предоставлять возможность оператору с уровнем доступа «оператор» возможности выбрать издание из каталога, ввести данные подписчика, форму доставки, срок подписки. Программа должна рассчитать сумму, которую подписчик должен заплатить. После подтверждения оператором подписки в соответствующей таблице формируется запись об оформлении подписки.
Процедура оформления аренды абонентского ящика должна предоставлять возможность оператору с уровнем доступа «оператор» возможности выбрать ящик из списка, ввести данные арендатора, вносимую сумму. Программа должна рассчитать срок аренды. После подтверждения оператором аренды абонентского ящика в соответствующей таблице формируется запись об оформлении аренды.
Программа должна формировать следующие отчеты по работе почтового отделения:
• свободные и арендованные абонентские ящики, с указанием номера, цены за месяц, данных арендатора, срока аренды;
• оформленные клиентами подписки;
• выплаченные в данном почтовом отделении пенсии;
• оплаченные в данном почтовом отделении счета.