Введение:
Финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентноспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое финансовое состояние предприятия — результат умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Это так называемые внутренние факторы, наглядными итогами влияния которых является состояние активов и их оборачиваемость, состав и соотношение финансовых ресурсов. Нельзя отрицать также важность и значение воздействия на финансовое благосостояние фирмы внешней среды или внешних факторов, среди которых — государственная политика налогов и расходов, процентная и амортизационная политика, положение на рынке (в том числе и финансовом), уровень безработицы и инфляции в стране, средняя производительность труда, средний уровень прибыли и т. д. С этой точки зрения устойчивость — процесс противодействия фирмы негативным внешним обстоятельствам, ее реакция на внешние возмущения, выводящие ее из состояния равновесия. Финансовую устойчивость отождествляют не только с состоянием пассивной безубыточности, но и со стабильным развитием предприятия.
Т. о. она из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Характеристикой стабильности финансового положения предприятия является финансовая устойчивость, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств. Оценка уровня финансовой устойчивости предприятия осуществляется с использованием обширной системы показателей.
Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Но степень зависимости от кредиторов оценивается не только соотношением заемных и собственных источников средств. Это более многогранное понятие, включающее оценку и собственного капитала, и состава оборотных и внеоборотных активов, и наличие или отсутствие убытков и т. д.
В отличие от понятий “платежеспособность” и “кредитоспособность”, понятие “финансовая устойчивость” — более широкое, т. к. включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия.
Глава 3:
Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной си-туации последовательно осуществляется по таким основным этапам:
1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оце-нивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательст-вам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равно-весия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безо-пасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относи-тельно более продолжительном промежутке времени.
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпо-сылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и по-стоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует уско-рения темпов экономического развития на основе внесения определен-ных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предпри-ятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансо-вая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устой-чивого роста его операционной деятельности при одновременной ней-трализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответству-ют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финан-сового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактиче-ский и стратегический (табл. 1).
Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят "защитный" или "наступательный " характер.
Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе "отсечения лишнего", представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя от-дельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагопри-ятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, под-чиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.
Заключение:
Составление прогнозного баланса начинают с определения ожидае-мой величины собственного капитала (СКn + 1).
Уставный капитал обычно меняется редко, поэтому в прогнозный баланс его можно включить той же суммой, что и в последнем отчет-ном балансе.
Добавочный капитал увеличится на величину переоценки основных средств.
Резервный капитал, предположим, тоже не изменится.
Таким образом, основным элементом, за счет которого изменяется сумма собственного капитала, является прибыль, остающаяся в распо-ряжении организации.
Размер прибыли можно рассчитать, исходя из ориентировочно ус-тановленного процента рентабельности, который исчисляется по дан-ным динамики показателя отношения прибыли от реализации к выручке.
Прогноз объема выручки является результатом изучения таких факторов:
прошлый объем продаж;
рыночная конъюнктура и ее изменение;
общая экономическая ситуация;
доходность продукции;
ценовая политика;
имеющиеся производственные мощности;
затраты.
Предположим, что выручка в прогнозном периоде составит 115 560 тыс. руб. Для дальнейшего прогноза необходимо оформить таблицу ди-намических рядов относительных показателей, составляющих выручку от реализации продукции (работ, услуг).