Введение:
Законность – фундаментальная категория всей юриди¬ческой науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах – законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей – граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применя¬ющих. Право по своей природе таково, что не может суще¬ствовать вне воплощения в правовых отношениях.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, ког¬да он выполняется, воздействует на общественные отноше¬ния, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».
Законность, однако, не тождественна реализации пра¬ва, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охваты¬вается такими юридическими категориями, как «реализа¬ция права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопря¬жены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведе¬ние» определяет действия субъектов, соответствующие нор¬мам права, правоотношение указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» – на результатив¬ность правового воздействия и т.д..........
Глава 2:
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественная правопоряд¬ку. Законность выступает как необходимость, которая выра¬жается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требо¬ваний обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности имен¬но праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологи¬ческие, политические и другие подобные им мотивы долж¬ны лежать в основе социального регулирования.
Сказанное ни в коей мере не означает призыва к введе¬нию тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим про¬извольного либо противоречивого толкования и примене¬ния, не иметь пробелов. Однако это лишь один аспект воп¬роса. Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая прак¬тика показывает, что, например, при тоталитарных режи¬мах, деспотических формах правления, абсолютных монар¬хиях сами законы выступают выражением произвола.
Законность требует, чтобы при всеобщности регламен¬тации общественных отношений содержание закона, подза¬конных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве дол¬жно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «пра¬вовое» решение (это требование законности определяют также термином «правозаконность»). Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе обще¬ственных отношений, основным правовым принципам, иде¬ям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности.
...........
Заключение:
Законность и правопорядок – величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятель¬ности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к кри¬тической черте. За последние годы резко возросло количе¬ство правонарушений, в том числе наиболее опасных из них – преступлений. Достаточно сказать, что в 1999 г. в России зарегистрировано 2 млн. 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законнос¬ти, борьба с возрастающей преступностью – жизненно важ¬ные задачи сегодняшнего дня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, ко¬торые якобы недостаточно активно ведут борьбу с наруши¬телями законности. Практика показывает ошибочность по¬добных взглядов. Только в последние годы преодолено пред¬ставление, что корни преступности в нашей стране – это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и по¬литическая практика доказала, что причины правонаруше¬ний нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными ус¬ловиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе разви¬тия.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего дол¬жны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную актив¬ность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация эко¬номических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии – необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильно рассчитывать толь¬ко на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятель¬ность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убежде¬ние, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
............