Введение:
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма – хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
.............
Глава 2:
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Сравнение групп общественных отношений достаточно очевидно свидетельствует о различиях между отношениями первой и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во вторую и третью группы – отношения между властвующим и подвластным. Это характерно и для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, в частности между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного, диапозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирований, базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
.......
Заключение:
В заключении мне бы хотелось обратить внимание на предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты, так как этот вопрос является весьма актуальным.
Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты постоянно находится в центре внимания ученых-юристов и являет¬ся предметом обсуждения ряда научных дискуссий. В ходе первой из них (1938–1941 гг.) была отмечена важность выделения объек¬тивного критерия деления права на отрасли и институты, коим является предмет правового регулирования, т.е. определенная со¬вокупность однородных общественных явлений. Многогранный ха¬рактер этих отношений вызывает к жизни различные отрасли пра¬ва. В структуру предмета правового регулирования входят следую¬щие элементы: субъекты; объекты регулируемых общественных отношений; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая деятельность людей. Предмет правового регулирования – это та сфера, на которую рас¬пространяется право.
Однако классификация отраслей права только по предмету регулирования, по существу, сводила вопрос о системе права к во¬просу о системе общественных отношений. Поэтому в ходе второй дискуссии (1955–1958 гг.) было признано необходимым помимо ос¬новного критерия (предмета правового регулирования) выделить и дополнительный критерий – метод правового регулирования. Под ним понимается совокупность приемов, способов и средств воздей¬ствия права на общественные отношения. Предмет является мате¬риальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юридическим критерием, так как он произведен от предмета. Именно предмет обусловливает необхо¬димость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль обозна-чивается, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Спе¬цифика общественных отношений, регулируемых нормами конкрет¬ной отрасли права, детерминирует необходимость использования при этом определенного метода, который в каждой отдельной от¬расли будет неодинаков.
...........