Введение:
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма – хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.
Глава 4:
Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.
В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.
Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.
Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.
Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов – оптимальных юридических средств и правовых механизмов – для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.
Заключение:
В заключении мне бы хотелось обратить внимание на предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты, так как этот вопрос является весьма актуальным.
Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты постоянно находится в центре внимания ученых-юристов и являет¬ся предметом обсуждения ряда научных дискуссий. В ходе первой из них (1938–1941 гг.) была отмечена важность выделения объек¬тивного критерия деления права на отрасли и институты, коим является предмет правового регулирования, т.е. определенная со¬вокупность однородных общественных явлений. Многогранный ха¬рактер этих отношений вызывает к жизни различные отрасли пра¬ва. В структуру предмета правового регулирования входят следую¬щие элементы: субъекты; объекты регулируемых общественных отношений; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая деятельность людей. Предмет правового регулирования – это та сфера, на которую рас¬пространяется право.
Однако классификация отраслей права только по предмету регулирования, по существу, сводила вопрос о системе права к во¬просу о системе общественных отношений. Поэтому в ходе второй дискуссии (1955–1958 гг.) было признано необходимым помимо ос¬новного критерия (предмета правового регулирования) выделить и дополнительный критерий – метод правового регулирования. Под ним понимается совокупность приемов, способов и средств воздей¬ствия права на общественные отношения. Предмет является мате¬риальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юридическим критерием, так как он произведен от предмета. Именно предмет обусловливает необхо¬димость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль обозна-чивается, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Спе¬цифика общественных отношений, регулируемых нормами конкрет¬ной отрасли права, детерминирует необходимость использования при этом определенного метода, который в каждой отдельной от¬расли будет неодинаков.
Метод правового регулирования тоже имеет свои структур¬ные компоненты: а) установление границ регулируемых отноше¬ний; б) издание соответствующих нормативных актов, предусмат¬ривающих права и обязанности субъектов; в) наделение участни¬ков общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правовые отношения; г) определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.