Введение:
В настоящее время сельскохозяйственные организации используют основную часть земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Данная тема проблематична, так как отсутствует прочная нормативная база, определяющая правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий. Возникает множество споров, предметом которых является земельный вопрос.
Сельскохозяйственное законодательство, как и другие отрасли, переживает в настоящее время большие перемены. Отказ от монополии государственной собственности на землю и переход к разнообразию ее форм, в том числе допущение частной собственности, является сложной политической и социально-экономической проблемой. На месте бывших колхозов и совхозов советского периода с течением времени доказавших свою несостоятельность пришли, как более перспективные формы хозяйствования - сельскохозяйственные коммерческие организации. Важнейшей проблемой сейчас является правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций до конца не урегулированный нашим законодательством, принятие нового земельного кодекса, конечно же, решило некоторые вопросы земельного законодательства, но и опять же ЗК РФ не устанавливаются правила оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Эта проблема очень важна для нас, т.к. согласно статистике именно сельскохозяйственные коммерческие предприятия используют большую часть земель сельскохозяйственного назначения. Сейчас законодателем разрабатываются новые методы регулирования этого вопроса, однако нужно заметить, что при разработке нормативных актов необходимо учитывать, во-первых, специфику самого сельскохозяйственного производства, а во-вторых, то, что в нашей стране сельское хозяйство развивалось по особому пути.
........
Глава 2:
В соответствии с положениями нового Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с законом основаниями возникновения права собственности на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридического лица могут являться:
- предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности сельскохозяйственным коммерческим организациям за плату, а в предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ случаях – бесплатно;
- право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на здания, строения сооружения сельскохозяйственных коммерческих организаций в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, порождает возникновение соответствующего права использования земельного участка;
- купля-продажа земельного участка;
- приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на торгах, конкурсах, аукционах;
- продажа земельных участков фонда перераспределения земель местной администрацией на аукционе или по конкурсу (согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы”);
- передача земельного участка или его части, земельных долей (паев) в уставной капитал (складочный) капитал сельскохозяйственного предприятия (п. 2 Указа Президента РФ от 27 октября 1996 года “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”);
- выкуп сельскохозяйственным предприятием земельных угодий остающихся сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. Речь идет о тех случаях, когда в результате реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, согласно Положению, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 (“О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса”) площадь земель, выделенных гражданам, имеющим право на получение земельных долей бесплатно, окажется в своей совокупности меньше площади прежних земельных угодий хозяйства. Последние вправе обратиться в районную администрацию (орган местного самоуправления) с ходатайством о дополнительном выделении оставшейся части земельных угодий в аренду или в собственность в порядке выкупа (п. 9, 12 Положения о реорганизации, колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий).
Собственность на землю может возникнуть и в результате покупки сельскохозяйственных долей (паев) у граждан, и иных лиц. Возможен переход права собственности на землю к организации как юридическому лицу в случае передачи гражданином своего участка по наследству или в порядке дарения.
Содержание права бессрочного пользования землей, а также права аренды и права временного пользования, на которых сельскохозяйственные организации тоже могут использовать участок, образуют правомочия владения и пользования (аналогично правомочиям владения и пользования при собственности). Что касается правомочия распоряжения землей, то ни пользователь (как постоянный, так и временный) ни арендатор им не обладают.
........
Заключение:
Принятие нового земельного кодекса РФ, конечно же, решило множество проблем, в частности была осуществлена систематизация правовых норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков с учетом последних изменений законодательства, установлены процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены права и обязанности на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закреплен исчерпывающий перечень оснований и способов прекращения и ограничения прав на землю. Однако земельное законодательство еще далеко от совершенства, в частности в ЗК РФ устанавливаются правила оборота земель всех видов, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, вопрос о порядке их оборота еще предстоит решить с принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Несмотря на все минусы, ранее действующего земельного законодательства, в нем содержались, нормы, на мой взгляд, необходимые для охраны земель, в частности нормы об экономическом стимулировании рационального землепользования, об их видах. Подобные нормы не исключены полностью из ныне действующего законодательства, но изложены чрезвычайно сухо и неопределенно.
Как будет развиваться действующее законодательство о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения, покажет время, сейчас же важным остается такой принцип земельного законодательства как приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
.......