Введение:
Мы живём в новом веке, ещё не сделано множество великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.
Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И, всё-таки, есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков.
Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
.........
Глава 2:
Праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня.
Праздники - неизменные спутники народной жизни.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.
Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.
Общенациональные торжества связаны с народными традициями, поверьями и уходят глубоко в историю формирования нации. Они вырабатываются в процессе становления политической формации и, как правило, отмирают после ее смены.
Обряды и обрядовые церемонии вообще могут существовать и развиваться как самостоятельно, так и в комплексе с теми праздниками, которым свойственна в первую очередь массовость действия.
Ритуал - это обрядовое действие, церемониал, торжественный акт, в ходе которого раскрывается идейное содержание обряда.
Каждый обряд, ритуал, праздник требует постоянного совершенствования обогащения новыми достижениями современной культуры.........
Заключение:
В начале нашей работы мы поставили перед собой задачу, мы должны были доказать: «…что национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России и наш долг - сохранить и развивать национальную культуры, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у русского человека с его менталитетом все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала». Я считаю, что мы достигли своей цели.
Русские народные праздники, обряды, ритуалы были необыкновенно богаты и разнообразны, они основывались на религии и соотносились либо с явлениями природы, сменой времен года, либо с памятью святого или определенного события из Библии. Многие из них сохранились с языческих, дохристианских времен и мы можем наблюдать странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями. Это говорит о том, что наши предки свято хранили свои обычаи, свою культуру. Они жили по законам Божьим, свято соблюдая все его заповеди. И от этого были другими и жизненные ценности, и сами люди.
Но, к сожалению, за время своего существования русская культура пережила две реформы: сперва, петровские реформы, вследствие которых изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской, появились новые традиции и обычаи, которые вытеснили в свою очередь старые. Но, как мы помним, те перемены коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века.
Последний, разрушительный удар по русской культуре был нанесен революцией 1917 г, когда началась борьба с “пережитками старой идеологии”: искоренялись старые обычаи и традиции, исчезали многие праздники, безжалостно разрушались выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества.
В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальных и духовных. Это положило конец русской культуре, на смену которой пришла новая – советская культура, со своими обычаями, ритуалами и обрядами, которые воспевали советскую власть, революцию, социалистическое государство, новых людей и их вдохновенный самоотверженный труд для блага советского общества. Были модными митинги, театральные суды и инсценировки "политкарнавал". Это были скорее живые картины на политические темы и их основные принципы: четкая идейная направленность
........