Введение:
Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.
В тысячах кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, победившее кочевников-степняков, византийцев, немцев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью. Многие технические приемы, известные городу XI-XII вв., деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или только в деревне.
Формы материальной культуры любого народа, в том числе и башкир, очень разнообразны и охватывают практически все стороны их жизни и быта.
После добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства начался приток русских крестьян и нерусских народов Поволжья. Поэтому параллельно с развитием национальной культуры появились и развивались общие элементы культуры края под взаимным влиянием башкир и пришлых земледельческих народов. Основным занятием башкир в 17-18 веке оставалось полукочевое скотоводство. В летнее время они выезжали на кочевые и продвигались по территории своей волости в строгой последовательности.
Повсеместно у башкир развивалось промысловая охота, рыболовство и бортничество. Охотились на пушных зверей, на волков, лисиц, зайцев, ходили на медведя. Распространялась соколиная охота.
Башкиры издавна были знакомы с металлом. Они добывали железную и медную руду, плавили чугун и железо, медь, изготавливали наконечники стрел и копий, кольчуги и латы.
Знания башкирами рудных месторождений было широко использовано при основании горных заводов на Урале........
Основная часть:
С незапамятных времён башкиры занимались скотоводством. Одним из любимых занятий у них было коневодство. В течении столетий на богатых травой землях Урала и прилегающих к нему ковальных степях формировалась башкирская порода лошадей. Они низкорослы, выносливы, способны переносить трудности, лишения. Зимой башкирские лошади находились на подножном корму, т.е. они копытами из – под снега добывали корм.
На своих боевых конях башкирские батыры прошли путь от Порта-Артура до Парижа, от Санкт-Петербурга до Кзыл-Орды.
К тому же башкиры питались в основном кониной, из кобыльего молока приготовляли кумыс. И конина, и кумыс являются лучшими лечебными средствами против лёгочных заболеваний. Из лошадиных шкур изготовляли обувь и разную утварь.
В башкирском фольклоре имеются десятки эпических сказаний, легенд, преданий, песен, прославляющих лошадей. Башкиры предавали большое значение убранству коня.
Войны и охотники на коне во всём великолепии боевого убранства – любимый и очень распространённый образ в башкирском фольклоре. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия, конского снаряжения придавалось первостепенное значение. Лучшие народные мастера трудились над изготовлением и декоративным оформлением воинского снаряжения и предметов убранства верхового коня. Верховой конь являлся у башкир основным средством передвижения. Верхом на лошади ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Последних приучали к верховой езде с раннего возраста с 2-3 лет. Это воспитывало в башкирах наездников, ловких и выносливых, способных длительное время находиться в седле, не чувствуя усталости. Почти все башкиры владели умением на скаку стрелять из лука и рубить.
Для верховой езды башкиры использовали главным образом жеребцов. Особым почитанием пользовались у башкир иноходцы. Все эти лошади, выращенные в условиях Башкортостана, были хорошо приспособлены к суровым природным условиям Урала. Башкиры проявляли заботу и об улучшении породностей своих лошадей. Весной проводилась стрижка грив и хвостов. Коней, на которых ездили повседневно, регулярно чистили и мыли.
Для управления лошадью башкиры, как и многие народы, пользовались недоуздком и уздой. Поводья делали из мягкого ремня, волосяной, конопляной или мочальной бечевки.
Верховая езда на лошади достигала совершенства с изобретением жёсткого седла и с появлением стремян.
Башкирское седло по конструкции мало отличается от сёдел других тюркских кочевников. Наиболее распространённый тип седла имеет деревянный остов из ленчика и двух лук – передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, почти вертикально, а задняя лука была наклонной. Головка передней луки заканчивалась округло и орнаментировалась с боков резным узором. Часто ей придавали форму птичьей головки, тогда седло своим силуэтом напоминало птицу. В основном старались декорировать переднюю луку, украшая резными узорами или посеребренными накладками. Накладки украшались серебреной насечкой. Орнаментировалось и задняя лука, но сдержанно, лаконично, главным образом врезанными узорами.
Различались сёдла мужские и женские, взрослые и детские.
Украшали серебрением и металлические стремена, различные по форме и технике изготовления – литые, кованые, массивные и лёгкие, полуовальные и арочные вида. Были входу и деревянные стремена, вырезанные из цельного корня дерева. Деревянные стремена не орнаментировались, но совершенством формы и тщательной отделкой поверхности они хорошо гармонировали с декоративным оформлением седла.
.......
Заключение:
С древних времён со среднего течения Волги до Толоба, от Урала до среднего течения Камы простирались плодородные равнины; протекали чистые и полноводные реки, богатые рыбой, шумели густые леса с бортными деревьями, с множеством разных зверей и птиц. На этой сказочной земле проживали башкиры. Они здесь формировались как самостоятельный народ. Новая эпоха началась в нашем крае в 16 веке, когда башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. С середины 18 века развёртывается массовое переселение русских, татар, чувашей, марийцев, мишарей и других народов в Башкортостан, и он превращается в многонациональный край. Башкиры, русские и другие народы вместе развивали хозяйство и культуру, строили города и заводы.
В 10-12 веках в так называемый булгарский период, появились постоянные деревянные постройки (сначала зимние, а затем круглогодичные).
Хорошо бывать в современных башкирских аулах, любоваться на ворота и калитки, на причудливые наличники и крылечки. Все дома разные, и у каждого своя красота. Конечно, городские дома тоже красивы, но в то же время они – тяжеловаты, как бы угрюмы.
Башкирские кузнецы обслуживали все нужды деревни и ближайших посёлков. Приведённый ассортимент кузнечных изделий исчерпывал почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны. Уже в 10-13 веках ювелиры имели большое разнообразие форм по выделки из меди, серебра и золота.