Введение:
Политика проводимых в России экономических реформ затронула фундаментальные основы жизнедеятельности личности, коллективов, общества в целом: отношения собственности, управление, стимулы, интересы, право. Осуществление таких коренных преобразований не могло не вызвать коллизий, противоречий, кризиса всей экономической системы. Первые годы либеральных реформ были отмечены тяжелыми экономическими потрясениями, особенно финансовой системы. Мы пережили сильный спад производства, дестабилизацию валютного рынка. К этому следует добавить, что реформы вызвали небывало высокую степень рассогласования экономических интересов государства в целом и отдельных субъектов хозяйствования, процесс саморазрушения сложившегося народнохозяйственного комплекса и системы управления им, чрезмерное отставание правовой базы от происходящих в экономике перемен, законодательства и реально происходящих в обществе процессов.
Обострению ситуации способствовал и недостаточно обоснованный для конкретных условий России выбор варианта перехода к рыночной системе, вызвавший значительное снижение и без того невысокого уровня жизни большинства населения, деформацию его привычного уклада и образа жизни. Одновременно в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах — участниках СНГ в своих экономических и политических интересах. Эти и другие дестабилизирующие факторы создали угрозу экономической безопасности России, сохранению целостности ее экономического пространства, демократическим преобразованиям. .....
Глава 2:
Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Исторически и логически проблема экономической безопасности связана со становлением и развитием государственности, осознанием нацией своих экономических интересов. Проблема эта в разных странах и в разное время стояла с различной степенью актуальности. Однако она никогда не исчезала из поля зрения общественности, лидеров государства. В равной мере это относится и к России, особенно в современный реформенный период.
Экономическую безопасность следует рассматривать как способность поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения. Экономическая безопасность как экономическая категория охватывает совокупность действий по созданию и противодействию опасностям и угрозам экономическим интересам.
Экономическая безопасность — способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие — создается способностью экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Это способность сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, военных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.
Экономическая безопасность имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам, возникающим вследствие экономических, социальных, технологических, экологических и иных процессов, которые происходят внутри страны. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что угрозы безопасности России в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности, носят преимущественно внутренний характер.
.......
Заключение:
Переходное состояние российской экономики, необходимость преодоления кризисных явлений настоятельно требуют существенного расширения экономических и политических отношений с развитыми странами мира. В то же время расширение этих связей не должно приводить к экономической зависимости страны, к потере ею своей безопасности.
После окончания «холодной войны» и снижения военной угрозы на первое место выходят проблемы экономической безопасности.
Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Экономическая безопасность охватывает систему следующих уровней: международный, национальный, хозяйственной структуры, личности.
Экономическая безопасность имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам, возникающим внутри страны. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов.
Для современной России характерны следующие ключевые экономические угрозы: усиление структурной деформации экономики; снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала; тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; ........