Введение
Мировой экономический кризис коснулся России в конце 2008 года. Кризис российской экономики не может быть преодолен путем использования традиционных подходов, многие идеи которых раннее были разработаны на основе западной экономической мысли, в большей степени направленных на сглаживание колебаний экономического цикла и достижение экономического роста в состоянии рыночного равновесия предложения и спроса.
Современное социально- экономическое положение Российской Федерации определяет крайнюю актуальность деятельности государства по обеспечению национальной безопасности. Произошедшие в стране политические и экономические преобразования указывают на необходимость целенаправленной деятельности в этой сфере. Россия практически пережила сложный исторический период и вступила в эпоху, когда начал работать механизм финансово-экономического регулирования товарных потоков, образовался новый слой общества – собственники.
Глава 2. Экономическая безопасность РФ
2.1 Национальная безопасность и регулирование экономики
Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны.
Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.
Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями. Такая логика действий - наиболее разумная и эффективная - может быть названа принципом упреждения.
В процессе функционирования смешанной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйственных субъектов, необходимо внести определенные коррективы, обеспечивающие оптимальное его воздействие на процесс общественного воспроизводства (на макроэкономические параметры, отраслевые структуры производства, цены и денежно-финансовые потоки) для под-Держания экономической безопасности страны. В целях принятия государственными органами обоснованных решений необходима организация мониторинга индикаторов экономической безопасности, который предлагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов).
Литературные источники
1. Конституция Российской Федерации – М:Норма – М., 2008
2. Налоговый кодекс РФ– М.: Юристъ, 2008
3. Трудовой Кодекс РФ – М.: Правовед, 2007
4. Гражданский Кодекс РФ – М.: Юристъ, 2008
5. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. 2008. №9.
6. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом , №1 2008
7. Байтин М.И. Теория государства и права.- Саратов.:Игма,2008
8. Градов А. П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. - 2008. - N 3. - С. 70-78
9. Глазьев С.Ю. О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны- М.: НИР, 2008.
10. Гаврилова И.Н. Социально ответственный бизнес в России? // Социально ответственный бизнес и проблемы межсекторного взаимодействия, М., 2007.
1. Гранберг А.Г. Пространственный аспект экономической динамики. // Модернизация экономики России: социальный контекст. –М:ГУ-ВШЭ, 2007.
2. Гусев А.А. Политические проблемы социально-экономического развития регионов России. М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2008.
3. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2008.
11. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.
12. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2007.
13. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М.: Наука, 2008
14. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. –М: «РАГС», 2007
15. Красильников О.Ю. Государственное управление – Саратов: СГУ, 2008. –135с.
16. Манов П.Г. Государственное управление – Таганрог: Современник, 2008. – 144 с.
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.
18. Фурсенко А.А. Задачи государства в развитии сектора экономики. // Модернизация экономики России: социальный контекст. –М:ГУ-ВШЭ, 2008.
19. Шабаева В.И. Реформируемая Россия: отношения со странами Европы. // Экономические и социальные проблемы России. Институт научной информации по общественным наукам –М:РАН, 2007
20. Шимшилов С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
21. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.:Инфра-М,2007
22. Глазьев С. Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения // http://www.glazev.ru/econom_polit/2479
23. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации, 2009 г.// http://www.economy.gov.ru/
24. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // http://www.garant.ru/hotlaw/doc/133098.htm