Контрольная работа по теме: Панорама современного естествознания

Название работы: Панорама современного естествознания

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

КСЕ

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 4

1.1. Развитие современного физического знания. 4

1.2. Развитие современного химического знания. 6

1.3. Развитие современного биологического знания. 9

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 11

2.1. Тенденции развития физики. 11

2.2. Тенденции развития химии. 12

2.3. Тенденции развития биологии. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 15

Выдержка:

Введение:

Естествознание – совокупность наук о природе. Наиболее интенсивное развитие естествознание получило в 20-м в. Практическое использование естественнонаучных знаний стало основой научно-технического прогресса во всех сферах человеческой деятельности и вывело современную цивилизацию на очень высокий уровень развития. Человеческое общество вступило в век господства информатики, микроэлектроники, биотехнологии, атомной энергетики, которые коренным образом преобразовали промышленное и сельскохозяйственное производство. В итоге стала очевидной огромная роль естественных наук в современной жизни.

Действительно, успехи естествознания привили к революционным изменениям в информационной сфере, созданию всемирных коммуникационных систем, являющихся мощнейшим средством воздействия на сознание человека.

С другой стороны, успехи генной инженерии позволяют влиять на наследственность, т.е. внедряться в самую природу человека как биологического объекта. Последствия такого вмешательства сейчас даже невозможно себе представить. Ясно только, что подобные перспективы изменения природы человека безграничны. В частности, развитие таких направлений, как клонирование, вновь порождает евгенику, ставящую своей целью улучшение человеческой природы.

Во второй половине 22-ого века возникла новая социальная проблема – проблема нерегулируемого взаимодействия между человеком и Природой вследствие антропогенного воздействия на биосферу, результатом которого явились экологический и, как следствие, демографический кризис, поскольку ухудшение окружающей природной среды заметно влияет на наследственность.

В то же время надо ясно осознавать, что экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив – недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений по бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов в ущерб окружающей среде.

Таким образом, исключительно высокому уровню естественно-научных знаний и, как следствие, высокому современному уровню техники и технологий должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом в его взаимодействии с природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека, а путь к ее решению – в единстве естественнонаучных и гуманитарных знаний. При этом человек становится одним из мощных фактором дальнейшей ......

Глава 2:

В дальнейшем характер развития физики будет иным по сравнению с предшествующими этапами. Успехи могут быть достигнуты только усилиями больших коллективов ученых, располагающих сложнейшим весьма дорогостоящими экспериментальными средствами.

Перспективы развития физики в значительной степени будут определяться возможностями привлечения материальных ресурсов и средств как в отдельных странах, так и по линии международного сотрудничества.

Основные направления развитии физики будущего:

- Развитие исследований в области фундаментальных проблем теоретической физики.

1. создание теории Великого объединения;

2. решение проблемы объединения четырех фундаментальных взаимодействий в рамках программы «Супергравитация»;

3. изучение третьей материальной субстанции – физического вакуума;

4. развитие теории Большого взрыва, а также создание космогонических научных моделей эволюции Вселенной.

В области экспериментальных работ приоритетными на ближайшие десятилетия будут те, в рамках которых предстоит реализовать уже упомянутые технические проекты.

- Продвижение исследований в область все больших энергий с помощью сверхмощных ускорителей.

- Исследования в области управляемого термоядерного синтеза.

- Экспериментальная астрофизика.

Возможно, что и в целом 21 век будет веком преимущественного изучения мегамира. Перечисляя основные направления развития физики в 21-м веке, нельзя не коснуться необходимости проведения огромного фронтанаучно-прикладных исследований.

Это и поиски новых, и более эффективное освоение известных видов энергии, прежде всего солнечной. Это и дальнейшие исследования в области высокотемпературной сверхпроводимости. Получение сверхпроводящих веществ при комнатных температурах приведет к подлинной технической революции во многих отраслях новой техники.

........

Заключение:

Для естествознания начала нашего столетия характерно наличие тенденций к интегрированию различных наук. Естествознание включает в себя множество самых различных дисциплин, изучающих качественно разные области: физику, химию, биологию, геологию и т.д. Обладают ли все эти науки равным статусом фундаментальности (т.е. полифундаментальности) или только какая-то одна из них лежит в фундаменте всех других (монофундаментальность)?

Под фундаментальной наукой понимается дисциплина, не выводящая свои основные законы из какой-либо науки, а обосновывающая их, только ссылаясь на собственный опыт. Реально на статус фундаментальных наук в истории естествознания претендовали три дисциплины, физика, химия, биология.

Действительно, создание квантовой механики радикально изменила ситуацию. Открытие новых физических законов, которым подчиняется движение электронов, позволило именно с точки зрения физики понять и объяснить химические свойства атомов. Химия не утратила своего научного значения и самостоятельности, а ее основные понятия и законы получили физическое объяснение.

С биологией дело обстоит немного иначе. При рассмотрении отношений физики и биологии могут быть две возможности:

1. для объяснения основных особенностей жизни достаточно известных законов физики и химии;

2. в явлениях жизни мы встречаемся с новыми физико-химическими свойствами, с которыми пока в неживой природе не встречались.

Какая же из указанных двух возможностей предпочтительней? В настоящее время нет однозначного ответа на этот вопрос.

В настоящее время ряд разделов физики применительно к биологическим системам получили развитие. В частности, физическое объяснение получили процессы деления живой клетки.

Идеи термодинамики неравновесных процессов позволили пролить свет на ряд фундаментальных особенностей жизненных процессов, происходящих в термодинамических открытых системах, находящихся далеко от состояния равновесия. Можно отметить своеобразную цикличность в развитии физики. В античный период физика понималась как учение о природе вообще. Затем в 16-17 вв. формируется научная физика как частная, специальная дисциплина, наряду с которой складываются другие частные дисциплины: химия, геология, биология и т.д.

..........

Похожие работы на данную тему