Действительно, успехи естествознания привили к революционным изменениям в информационной сфере, созданию всемирных коммуникационных систем, являющихся мощнейшим средством воздействия на сознание человека.
С другой стороны, успехи генной инженерии позволяют влиять на наследственность, т.е. внедряться в самую природу человека как биологического объекта. Последствия такого вмешательства сейчас даже невозможно себе представить. Ясно только, что подобные перспективы изменения природы человека безграничны. В частности, развитие таких направлений, как клонирование, вновь порождает евгенику, ставящую своей целью улучшение человеческой природы.
Во второй половине 22-ого века возникла новая социальная проблема – проблема нерегулируемого взаимодействия между человеком и Природой вследствие антропогенного воздействия на биосферу, результатом которого явились экологический и, как следствие, демографический кризис, поскольку ухудшение окружающей природной среды заметно влияет на наследственность.
В то же время надо ясно осознавать, что экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив – недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений по бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов в ущерб окружающей среде.
Таким образом, исключительно высокому уровню естественно-научных знаний и, как следствие, высокому современному уровню техники и технологий должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом в его взаимодействии с природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека, а путь к ее решению – в единстве естественнонаучных и гуманитарных знаний. При этом человек становится одним из мощных фактором дальнейшей эволюции Природы, причем фактором, действующим сознательно, и это налагает на него высокой ответственностью.
1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.,2003г.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для вузов. – М., 2003г.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания Учебник для вузов. – М., 2003г.
4. Комарова А.И. Концепции современного естествознания для студентов вузов. – Ростов на Дону., 2004г.
5. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1999г.
6. Кузнецова Н.И. Возникновение науки. Философия и методология науки. – М., 1994г.
7. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.,2004г.
8. Михайловский В.Н. Концепции современного естествознания. Курс лекций. – СПб., 2004г.
9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999г.
10. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. – М., 2002г.
11. Тимофеева С.С. Основы современного естествознания и экологии. – Ростов на Дону., 2004г.