Введение:
Особенности современной ситуации в системе высшего образования практически аналогичны таковым в системе образования в целом. Это, во-первых, формирование новой модели отношений вузов и государства, во-вторых, относительный "кадровый голод" в связи с уходом наиболее квалифицированных специалистов в другие сферы или отъездом за рубеж. А потому трудности, перспективы и пути решения проблем образования в ВУЗе нельзя рассматривать вне контекста общих проблем образования как социального института.
Поиск выхода из сложившейся в последние годы ситуации заставил обратить пристальное внимание на вопросы научно-образовательного трансфера. Важность интеграции высшей школы с другими секторами российской науки начала осознаваться уже в конце прошлого века, но в то же время стало достаточно ясно, что собственно проблематика более тесного взаимодействия науки и высшего образования не может ограничиваться лишь традиционным научно-образовательным трансфером и внедрением новых образовательных технологий и достижений. На первый план все более явственно выступает проблема взаимодействия собственно педагогического процесса в системе высшего образования и использования ее научного потенциала при признании основополагающим тезиса "вхождение субъекта в культуру социума есть одновременно и творение им культуры".
Проблема взаимодействия науки и образования требует преодоления стереотипов упрощения и искажения феномена культуры.
Анализ полученных результатов:
29 студентам КГТУ им. Туполева (гр. 3301) была предложена анкета, самостоятельно разработанная автором работы и содержащая 30 вопросов. Из этих вопросов 3 были посвящены сбору сведений о социальных и демографических характеристиках студентов («паспортичка»), 4 – общим вопросам учебы в данном ВУЗе, и остальные 22 – непосредственно вопросам адаптации и профориентации студентов.
Тенденции, выявленные в ходе анализа сегодняшнего состояния управленческой практики, подкреплены в этом исследовании вполне реальными цифрами и фактами.
Выявленные в исследовании проблемы позволяют руководителям и специалистам в образовании экономить силы и ресурсы, направлять свою работу на решение действительно важных для студентов проблем, вплотную заняться вопросами формирования кадровой политики в отношении преподавательского состава.
Надо отметить, что проведение этого исследования одновременно в нескольких крупных ВУЗах позволило бы получить достаточно представительную картину по России. Кроме того, можно было бы осуществить сравнительный анализ региональных тенденций, проблем и положительных достижений в согласовании спроса и предложения на рынке труда, в подборе кадров преподавателей и работе со студентами.
Итак, перейдем непосредственно к результатам исследования.
На вопрос об эффективности учебной деятельности студентов респонденты ответили, что считают деятельность эффективной (40%); пожалуй, эффективной (40%), вряд ли (18%); затруднились с ответом 2%. Это говорит о позитивной направленности студентов и их осведомленности о результатах деятельности всего ВУЗа в целом.
...........
Заключение:
Изучив проблему «Студент и преподавательский коллектив» автор курсовой работы пришел к выводу, что адаптация и профориентация студентов — это динамические процессы, благодаря которым студенты, несмотря на изменчивость условий учебы, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и учебы.
В результате анализа результатов практического исследования автор работы сделал следующие выводы:
- благодаря процессу адаптации студентов достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
- вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
- психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.......