Введение:
Многодетные семьи составляют лишь двадцатую часть от общей численности семей, на их долю, по приблизительным подсчетам, приходится 12% общего числа детей до 18 лет, живущих в семьях. Каков механизм социализации достаточно большого контингента подростков, воспитывающихся в нетрадиционной для современного общества семье? Какие факторы определяют этот процесс? Вот вопросы данной курсовой работы.
Целью работы является рассмотрение факторов социализации ребенка в многодетной семье. Задачи работы:
1. Анализ материала по вопросу.
2. Рассмотрение социализации и определение роли семьи в этом процессе.
3. Определение факторов социализации ребенка в многодетной семье.
4. Практическое исследование.
Предметом исследования выступает процесс социализации. Непосредственным объектом – факторы социализации в многодетной семье.
Гипотеза работы заключается в выдвижении тезиса о том, что процесс социализации детей в многодетных семьях связан одновременно с многими факторами, а именно: социально – экономическими (в целом в государстве); образовательными, просветительскими и многими другими. Так что рассматривать данную многоаспектную проблему возможно только при учете всех этих факторов и желательно в приложении к конкретной семье. Поэтому постараемся избежать крайних подходов и рассмотреть различные точки зрения.
Степень исследованности, я бы сказала, недостаточный. Данными вопросами занимаются И.О.Шевченко и П.В.Шевченко, И. Назарова, Ачильдиева Е.Ф. и др., но в основном – периодика, а монографических исследований мало.
Структурно работа включает введение, основную часть и заключение с приложением библиографического списка.
Глава 2:
Чуть больше половины школьников отметили, что у них для выполнения уроков дома созданы все условия, имеется отдельная комната, 22.0% имеют личный стол для работы, но в общей комнате. Остальные 27.7% выполняют домашнее задание за общим обеденным столом. В последнем случае были ответы: «Я занимаюсь, где придется, где будет свободное место». Это вполне естественно, если учесть, что только 18.4% семей имеют жилплощадь более девяти квадратных метров на члена семьи, 39.3% - менее шести. Благоустроенное жильё со всеми удобствами имеют 35.5% многодетных семей, 55.5% проживают с частичными удобствами (нет ванной комнаты, горячей воды), 9.1% многодетных семей живут в помещениях без удобств (за водой и в туалет приходится выходить на улицу). Некоторые семьи живут в общежитии.
Уровень жизни многодетных семей очень низкий, однако, 45.7% причисляют себя к людям среднего достатка, несмотря на то, что имеют доход ниже прожиточного минимума или еле дотягивают до него. Такую оценку нельзя считать объективной. Считают себя бедными 42.1% многодетных родителей, а 12.2% - очень бедными. Только 12.8% женщин ответили, что питание в семье разнообразное, полноценное, с достаточным количеством мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов.
Четвёртая часть женщин считают, что бедность семьи связана с количеством детей. Иждивенчески настроено 18.8% семей, которые считают, что о многодетных семьях должно заботиться прежде всего государство, 23.1% считают, что следует надеяться только на свои силы. Остальные уверены, что самообеспечение должно сочетаться с поддержкой государства.
Половина подростков ответили, что если бы у них появилось много денег, они бы вкусно поели. «Когда нам покупают мороженое, у нас праздник» - слова девочки из семьи, где девять детей. Может быть, сегодня это актуально не только для многодетных семей.
Подросткам задавали вопрос: «Как Вы относитесь к добрачной половой жизни?» Большая часть ответили, что не считают это проблемой и относятся равнодушно. Отрицательно относятся 28.3%, 21.7% положительно. Одобряют добрачные сексуальные связи именно те подростки, которые уже имеют опыт сексуальных отношений. Сравнение возрастов начала получения сексуального опыта матерей и подростков говорит об акселерации нового поколения. Более половины подростков считают, что наиболее подходящий возраст для вступления в брак - 18-20 лет. Возможно, на подобные ответы некоторое ограничивающее влияние имеет установленное законодательство.
Подростки ответили, что информацию по вопросам сексуальных отношений в основном получают от друзей, подруг (44.1%), читают специальную литературу, книги - около трети опрошенных. Вызывают на откровенный разговор родителей 17.3% подростков. Последнее место в расширении информационного поля молодых людей занимают специалисты, которые, собственно, и должны заниматься образованием - врачи (11 .0%) и педагоги (13.3%).
Большинство подростков (97.0%) однозначно хотят иметь семью, когда станут взрослыми, 92.0% хотят иметь детей. Нормальные семейные отношения, полная семья - обязательное условие счастливой жизни для большей части молодёжи, представленной в выборке. Однако многодетность не стала для них привлекательной. Только 17.3% подростков на момент опроса в будущем собираются стать многодетными родителями. Даже те подростки, которые воспитывались в трёхдетной семье, полагают, что детей должно быть меньше.
Считают, что в их семье идеальное число детей, 37.1% родителей и 6.3% подростков. Остальные 50% родителей и 93.7% подростков уверены, что детей в семье должно быть меньше. Как видим, именно подростки против многодетности. В будущем, проецируя семью, возможно они учтут опыт и ошибки родителей. Возможно, им это удастся, если они будут более грамотны и образованны, чем родители, в том числе в вопросах контрацепции.
Если учитывать рост грамотности населения в контрацептивном поведении и достаточно сложную экономическую ситуацию, можно предположить, что количество благополучных семей, сознательно идущих на многодетность, будет продолжать снижаться, возможно, даже более быстрыми темпами, чем это было до сих пор
Заключение:
Основные выводы по работе могут быть сведены к следующему:
1. Социализация – приобщение человека к социальной жизни. В этом процессе человек получает статусную позицию и ролевой набор. Культура в ее главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию. Социализация заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.
2. В социализации личности участвует большое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в се¬мье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются осно¬вы его формирования как личности.
3. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.
4. Среди факторов социализации ребенка в многодетной семье можно выделить: с одной стороны – условия для воспитания разумных потребностей, формирования умения считаться с нуждами других, отсутствие привилегированного положения. Одновременно - отсутствие условий формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития. С другой стороны – негативными факторами социализации выступают: малообеспеченность, загруженность родителей и как следствие – недостаток внимания, низкий уровень социальной защищенности и многие другие факторы.