Курсовая практика по теме: Факторы социализации ребенка в многодетной семье

Название работы: Факторы социализации ребенка в многодетной семье

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Социология

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Семья и ее роль в процессе социализации.

1.1 Социализация: понятие и проблемы.

1.2 Семья как важнейший институт социализации.

Глава 2. Факторы социализации ребенка в многодетной семье.

2.1 Факторы социализации ребенка в многодетной семье.

2.2 Социологическое исследование социализации в многодетных семьях.

Заключение

Библиография

Выдержка:

Введение:

Многодетные семьи составляют лишь двадцатую часть от общей численности семей, на их долю, по приблизительным подсчетам, приходится 12% общего числа детей до 18 лет, живущих в семьях. Каков механизм социализации достаточно большого контингента подростков, воспитывающихся в нетрадиционной для современного общества семье? Какие факторы определяют этот процесс? Вот вопросы данной курсовой работы.

Целью работы является рассмотрение факторов социализации ребенка в многодетной семье. Задачи работы:

1. Анализ материала по вопросу.

2. Рассмотрение социализации и определение роли семьи в этом процессе.

3. Определение факторов социализации ребенка в многодетной семье.

4. Практическое исследование.

Предметом исследования выступает процесс социализации. Непосредственным объектом – факторы социализации в многодетной семье.

Гипотеза работы заключается в выдвижении тезиса о том, что процесс социализации детей в многодетных семьях связан одновременно с многими факторами, а именно: социально – экономическими (в целом в государстве); образовательными, просветительскими и многими другими. Так что рассматривать данную многоаспектную проблему возможно только при учете всех этих факторов и желательно в приложении к конкретной семье. Поэтому постараемся избежать крайних подходов и рассмотреть различные точки зрения.

Степень исследованности, я бы сказала, недостаточный. Данными вопросами занимаются И.О.Шевченко и П.В.Шевченко, И. Назарова, Ачильдиева Е.Ф. и др., но в основном – периодика, а монографических исследований мало.

Структурно работа включает введение, основную часть и заключение с приложением библиографического списка.

Глава 2:

Чуть больше половины школьников отметили, что у них для выполнения уроков дома созданы все условия, имеется отдельная комната, 22.0% имеют личный стол для работы, но в общей комнате. Остальные 27.7% выполняют домашнее задание за общим обеденным столом. В последнем случае были ответы: «Я занимаюсь, где придется, где будет свободное место». Это вполне естественно, если учесть, что только 18.4% семей имеют жилплощадь более девяти квадратных метров на члена семьи, 39.3% - менее шести. Благоустроенное жильё со всеми удобствами имеют 35.5% многодетных семей, 55.5% проживают с частичными удобствами (нет ванной комнаты, горячей воды), 9.1% многодетных семей живут в помещениях без удобств (за водой и в туалет приходится выходить на улицу). Некоторые семьи живут в общежитии.

Уровень жизни многодетных семей очень низкий, однако, 45.7% причисляют себя к людям среднего достатка, несмотря на то, что имеют доход ниже прожиточного минимума или еле дотягивают до него. Такую оценку нельзя считать объективной. Считают себя бедными 42.1% многодетных родителей, а 12.2% - очень бедными. Только 12.8% женщин ответили, что питание в семье разнообразное, полноценное, с достаточным количеством мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов.

Четвёртая часть женщин считают, что бедность семьи связана с количеством детей. Иждивенчески настроено 18.8% семей, которые считают, что о многодетных семьях должно заботиться прежде всего государство, 23.1% считают, что следует надеяться только на свои силы. Остальные уверены, что самообеспечение должно сочетаться с поддержкой государства.

Половина подростков ответили, что если бы у них появилось много денег, они бы вкусно поели. «Когда нам покупают мороженое, у нас праздник» - слова девочки из семьи, где девять детей. Может быть, сегодня это актуально не только для многодетных семей.

Подросткам задавали вопрос: «Как Вы относитесь к добрачной половой жизни?» Большая часть ответили, что не считают это проблемой и относятся равнодушно. Отрицательно относятся 28.3%, 21.7% положительно. Одобряют добрачные сексуальные связи именно те подростки, которые уже имеют опыт сексуальных отношений. Сравнение возрастов начала получения сексуального опыта матерей и подростков говорит об акселерации нового поколения. Более половины подростков считают, что наиболее подходящий возраст для вступления в брак - 18-20 лет. Возможно, на подобные ответы некоторое ограничивающее влияние имеет установленное законодательство.

Подростки ответили, что информацию по вопросам сексуальных отношений в основном получают от друзей, подруг (44.1%), читают специальную литературу, книги - около трети опрошенных. Вызывают на откровенный разговор родителей 17.3% подростков. Последнее место в расширении информационного поля молодых людей занимают специалисты, которые, собственно, и должны заниматься образованием - врачи (11 .0%) и педагоги (13.3%).

Большинство подростков (97.0%) однозначно хотят иметь семью, когда станут взрослыми, 92.0% хотят иметь детей. Нормальные семейные отношения, полная семья - обязательное условие счастливой жизни для большей части молодёжи, представленной в выборке. Однако многодетность не стала для них привлекательной. Только 17.3% подростков на момент опроса в будущем собираются стать многодетными родителями. Даже те подростки, которые воспитывались в трёхдетной семье, полагают, что детей должно быть меньше.

Считают, что в их семье идеальное число детей, 37.1% родителей и 6.3% подростков. Остальные 50% родителей и 93.7% подростков уверены, что детей в семье должно быть меньше. Как видим, именно подростки против многодетности. В будущем, проецируя семью, возможно они учтут опыт и ошибки родителей. Возможно, им это удастся, если они будут более грамотны и образованны, чем родители, в том числе в вопросах контрацепции.

Если учитывать рост грамотности населения в контрацептивном поведении и достаточно сложную экономическую ситуацию, можно предположить, что количество благополучных семей, сознательно идущих на многодетность, будет продолжать снижаться, возможно, даже более быстрыми темпами, чем это было до сих пор

Заключение:

Основные выводы по работе могут быть сведены к следующему:

1. Социализация – приобщение человека к социальной жизни. В этом процессе человек получает статусную позицию и ролевой набор. Культура в ее главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию. Социализация заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.

2. В социализации личности участвует большое число институтов, однако центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Именно в се¬мье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются осно¬вы его формирования как личности.

3. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

4. Среди факторов социализации ребенка в многодетной семье можно выделить: с одной стороны – условия для воспитания разумных потребностей, формирования умения считаться с нуждами других, отсутствие привилегированного положения. Одновременно - отсутствие условий формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития. С другой стороны – негативными факторами социализации выступают: малообеспеченность, загруженность родителей и как следствие – недостаток внимания, низкий уровень социальной защищенности и многие другие факторы.

Похожие работы на данную тему