Введение
Актуальность. Именно в семье происходит первичная социализация индивида, ребенка воспитывают те, кто постоянно находится рядом. Традиционная, многодетная, расширенная форма семьи, в структуре которой каждый занимал свою позицию в зависимости от возраста, опыта, доказала свою функциональность длительным существованием. В ней детей готовил к самостоятельной семейной жизни сам уклад родительской семьи.
Молодежь, в результате, овладевала необходимыми навыками и умениями, работая на благо всей семьи. Ребенок рос среди братьев и сестер, под ненавязчивым присмотром родителей и прародителей. Он чувствовал и ценил их заботу, знал, что семья нуждается в его посильной помощи, возрастающей со временем. Такая семья, воспитывая хорошего семьянина, давала обществу социально зрелые, физически и нравственно здоровые поколения молодых граждан.
Глава 2. Экспериментальное исследование социализации подростка в семье
2.1 Организация исследования
Цель исследования - выявить влияние детско-родительских отношений подростка в семье.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Подобрать методики для исследования.
2. Провести экспериментальное исследование.
3. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – семья подростка.
Предмет исследования – Влияние семейных отношений на личность подростка.
Гипотеза: Неблагополучная атмосфера в семье отрицательно сказывается на развитии личности подростков.
Методы исследования:
5. Тест на тревожность,
6. Тест Леонгарда-Шмишека
7. Методика Моя семья
8. Идентификация родителей с детьми
2.2 Методы исследования
Тест на тревожность. (Опросник Спилберга)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Список литературы
1. Василькова Ю. В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2001. - 440 с.
2. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования.- М., 2001
3. Андреева Г. М. "Социальная психология" – М., Аспект Пресс, 1996
4. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. – М.: Речь,2002
5. Бабкин Н.. Теоретические и методологические отношения социальной работы с педагогикой и зарубежный опыт /. ред.: Т.., В... – М. – Тула : АСОПиР, 1993. – C.135-146
6. Бордовская П. В, Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Издательство Питер, 2000. - 304 с.
7. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
8. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
9. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания //М, 2000
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 1995. - 240 с.
11. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие — Калининград, 2000.
12. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб., 2001.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999.
14. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: «МарТ», 2005. - 448 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Гардарики,2002
16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: «Академия», 1999. - 232 с.
17. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: «Академия», 2003. - 192 с.
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.
19. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект,2001. - 416 с.
20. Петровский А. В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е., под ред. Петровского А. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М.: Просвещение,2002
21. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общ. Ред. М.А Галагузовой. - М.: Владос, 2000. - 416 с.
22. Филонов Г.. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика, 1994.
23. Фирсов М.., Студенова Е.. Основы социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
24. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика, 2005. - №1. - С.31-50.