Дипломная по теме: Профилактика трудновоспитуемости подростков

Название работы: Профилактика трудновоспитуемости подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 6

1.2. ПОНЯТИЕ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ 9

1.3. ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. 18

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30

2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 30

2.2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

БИБЛИОГРАФИЯ 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Выдержка:

Введение:

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складывается самосознание "нигилиста", чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте - демонстративный нигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений "нигилиста", способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.

В настоящее время отмечены попытки интеграции усилий различных специалистов - медиков, психологов, педагогов для разрешения проблем, связанных с социальной дезадаптации детей (Семаго М.М., 1999; Ямбург Е.А., 1996). Отмечаются и трудности такой интеграции, что определяется отсутствием у специалистов общей теоретической позиции, разнообразием индивидуальных подходов и теоретических установок, используемых различными специалистами, что часто сопровождается некритичным заимствованием ими технологий и методов психолого-педагогической коррекции, разработанных за рубежом. (В.М. Слуцкий, Г.В. Бурменская, В.И. Лубовский).

Именно поэтому проблема трудновоспитуемости подростков не теряет своей актуальности, несмотря на усилия специалистов по разработке ряда подходов и коррекционно-развивающих программ, предназначенных для повышения возможностей и способностей детей обучаться, а также на постоянные усилия в том же направлении органов образования, социальных и медицинских учреждений.

Современные средства помощи, по нашему мнению, оказываются недостаточно эффективными, т.к. не изменяют по сути социальных условий развития ребенка, поскольку их изменение может быть связано только с трансформацией идеологических установок и ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса, позволяющей восстановить их творческий контакт.

Одной из причин недостаточной эффективности усилий деятельности психологов в настоящее время является роль, отводимая им в образовательных учреждениях. Дело в том, что при работе с населением и в массовых школах психолог не может непосредственно влиять на организацию социальной среды, что определяется самой формой регламентации его деятельности.

Несмотря на то, что проблему трудновоспитуемости подростков понимают все - администрация, учителя, родители и сами подростки, но решение этих проблем в общественном сознании принято связывать с увеличением материальных ресурсов, с проведением профилактических и коррекционных мероприятий, планируемых "сверху" и реализуемых под давлением администрации.

Глава 2:

Тренинг «Знакомство» появился как ответ на проблему десятиклассников, которая возникает из-за переформирования классов. Здесь складываются новые отношения, которые можно обозначить так: 1) «Мы всегда учились в этом классе, а вы нет! Кто вас звал к нам?»; 2) «Ушедшие из нашего класса ребята — это да, не чета вам, новеньким!»; 3) «Ну и тоска тут у вас, «аборигены»! Вот в моем классе было!»; 4) «В старом классе мне было хорошо, а как-то меня примут здесь?» и т.д. И это еще не весь перечень «узких мест» взаимоотношений, которые складываются между старшими подростками в школе. Позитивно повлиять на такое положение вещей очень непросто. Тем более что главное - учеба, а не общение. Общение подождет.

Общее заблуждение многих ребят, которое усугубляют взрослые, — «в старших классах нужно только учиться». И учатся так много и азартно (8–10 уроков в день, не считая домашней добросовестной подготовки), что зачастую даже в конце учебного года (жалуются классные руководители) далеко не все друг друга по именам знают или, что много хуже, так ревниво относятся к успехам и достижениям одноклассников, что иначе как саморазрушающей, жесткой конкуренцией это состояние не назовешь.

Этим неумением-нежеланием общаться в большей степени заражены так называемые профильные или специализированные классы (химико-биологические, физико-математические, юридические, экономические).

Чтобы как-то повлиять на это целесообразно проводить в старших классах однодневный тренинг «Знакомство». Он проводится в школьных помещениях — классах или залах в сентябре. Продолжительность зависит от количества школьников.

Во время проведения тренинга «Точка опоры» психолог просит каждого подумать на тему: «Что является моей точкой опоры?», подчеркивая, что это обязательно помогает в учебе, во взаимоотношениях, да и вообще в жизни. При этом психолог должен сразу попытаться предупредить социально одобряемые ответы (например, «честность») и ссылки не на личные качества, а на конкретных людей (например, «моя семья»).

Выслушав ответы всех присутствующих, можно спросить, не найдется ли еще каких-нибудь «точек опоры»? Как правило они находятся. Если малые группы не заканчивают одновременно, всегда есть возможность чуть продлить упражнение или взять инициативу на себя — поговорить немного самому.

В образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации. Это должны быть:

- во-первых, психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды. В частности, ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска, возникающих при обучении начиная с учреждений дошкольного образования;

- во-вторых, это реабилитационные меры в отношении детей, имеющих пограничные нервно-психические расстройства и асоциальные формы поведения;

- в-третьих, это меры медицинской реабилитации, которые выполняют медицинские работники с участием специалистов ближайшей поликлиники.

Заключение:

Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны с процессом социализации и особенностями развития самосознания в этот период.

Социальная дезадаптация у подростков проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Характерной особенностью трудновоспитуемых подростков является недостаточная сформированность у них навыков общения. Это относится к когнитивному, конативному и эмотивному компонентам общения, т.е. такие подростки часто неспособны получать информацию в общении, адекватно использовать обратную связь, т.е. испытывают трудности при формулировании вопроса для получения дополнительной информации, не могут попросить о помощи и принять ее. Часто они неспособны участвовать в совместной деятельности с другими детьми при выполнении учебной задачи. Для этих детей часто характерна полная несформированность общения в процессе учебной деятельности, что во многих случаях часто сопровождается страхом, зажатостью и неадекватным реагированием.

Похожие работы на данную тему