Введение
Происходящие в России изменения социального, экономического и нравственно-этического характера, вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени может содействовать профессиональная ориентация, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только
потребностям общества, но и ее возможностям и запросам.
Профессиональное самоопределение выступает все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для общества. Личность, входя в рынок труда, сталкивается с конкурентной борьбой за место труда. Эта борьба становится все более непримиримой по мере роста безработицы, сопровождающей реформирование отечественной экономики. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность выпускника школы, является отсутствие у него профессионального и, в значительной степени – социального опыта.
В описываемых условиях особенно актуальной проблема профориентации становится для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот.
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
На сегодняшний день усилиями отечественных педагогов, психологов, социологов и врачей накоплены разнообразные данные о физическом, психическом, умственном и нравственном развитии детей-сирот.
Анализу проблемы социализации детей-сирот способствовало изучение специальных нормативных документов, анализ государственных ежегодных докладов, материалов всероссийcких, региональных, муниципальных совещаний - семинаров для директоров детских домов и образовательных учреждений.
В 1995 году вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Постановление Президента РФ «О плане действий по улучшению положения детей в России», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, содержащая специальную подпрограмму «Дети-сироты».
Статистические данные свидетельствуют о явном разрушении системы трудоустройства детей - сирот и особенно несовершеннолетних. Много нарушений фиксируется в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение гарантий реализации прав подростков на труд и свободный выбор профессии. Если до 1992 года предусматривалось обязательное бронирование для них рабочих мест, то сегодня в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» установление квот рабочих мест для детей - сирот передано местным органам исполнительной власти, которые относятся к этой задаче формально или вообще не выполняют её. Поэтому положение детей - сирот вызывает обоснованную тревогу.
Подготовить выпускников образовательных учреждений к жизни в трансформирующемся обществе, помочь им принять верные решения по поводу своего будущего, не ошибиться в самооценке и в анализе ситуации, правильно сориентировать подростков в мире профессий и социуме в целом, - этот ответственный и сложный труд общество возлагает на педагогов и психологов образовательных учреждений для детей-сирот.
Однако процессы личностного устройства, механизмов профессионального и жизненного самоопределения детей-сирот пока еще остаются в стороне от серьезного научно-педагогического анализа. Отечественные педагогические системы пока не реализовали свой потенциал в формировании у выпускников специализированных учреждений готовности к личностно значимому и социально приемлемому жизненному и профессиональному самоопределению.
Чрезвычайную важность приобретает индивидуальный и дифференцированный подход к личности школьника. Важное условие результативности профориентационной деятельности - использование в педагогическом процессе исчерпывающей и достоверной информации о том, на какие социально-профессиональные позиции ориентированы выпускники образовательных учреждений и каковы их реальные шансы в будущем достичь намеченного. В этой связи формирование профессионального самоопределения детей в педагогической системе учреждения должно рассматриваться в контексте личностного подхода, что предполагает последовательное отношение педагогов и психологов к учащемуся как самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Необходимость исследования различных аспектов проблемы профессионального самоопределения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот определяется следующими факторами:
• массовым подходом к организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях;
• недостаточной разработанностью теории и практики профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений, направленных на конкретные аспекты выбора профессии и не учитывающих комплексного характера этого процесса.
В данной ситуации важно, чтобы психолого-педагогическая поддержка процесса профориентации заключалась в оказании помощи учащимся в познании себя как субъекта в различных видах деятельности, признании прав каждого школьника на собственные жизненные интересы, цели и ценности. В связи с этим необходимо создать систему условий для свободы выбора и творческой деятельности.
В отечественной психолого-педагогической практике формирование профессионального самоопределения учащихся образовательных учреждений для детей-сирот рассматривается в контексте идей И.В. Дубровиной, В.А. Кальней, С.Н. Чистяковой как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров в жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Сформированное профессиональное самоопределение детей, лишенных родительского попечения, является необходимым условием и средством их социальной защиты. При этом формирование профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, должно проявляться целенаправленно в совместной деятельности психологов, педагогов и учащихся на основе интеграции отношений и деятельности субъектов целостного педагогического процесса в условиях образовательного учреждения.
Представляется важным изучение характера и особенностей профессионального выбора учащихся образовательных учреждений для детей-сирот, что и определило тему исследования.
Цель исследования: выявить особенности профессиональных ориентаций учащихся образовательных учреждений для детей-сирот.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение учащихся образовательных учреждений для детей-сирот.
Предметом исследования является содержание, формы и методы профессионального самоопределения подростков в условиях образовательных учреждений.
Гипотеза исследования. Основная мотивация (содержание мотивов) связана с формирующимся мировоззрением, с социально-профессиональными планами будущей жизни (социально-профессиональным проектированием). Планы самоопределения конкретизируются в новой общественно значимой позиции – избранной профессии. При этом, уровень информированности о профессиональных аспектах будущей жизни недостаточен, что ведет к смещению ценностных представлений о значимости тех или иных профессий.
Цель исследования, выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить основные направления предполагаемой профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений;
2. Собрать данные о ближайших профессиональных целях респондентов;
3. Выделить средства и пути достижения ближайших профессиональных целей с точки зрения респондентов;
4. Уяснить мотивы выбора профессии обследуемыми;
5. Оценить уровень ориентирования учащихся в мире профессионального труда;
6. Проанализировать представления респондентов о внешних препятствиях на пути профессиональной реализации;
7. Оценить мнения испытуемых о наличии альтернативных вариантов профессионального самоопределения.
Методологической основой исследования являются:
1. положения концепции трудовой подготовки и профессионального самоопределения молодежи (Институт общего среднего образования РАО);
2. совокупность научных знаний о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).
Для решения поставленных задач использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ отечественного педагогического опыта. Эмпирические методы: анкетирование, целенаправленные включенные наблюдения, индивидуальные и групповые беседы с подростками, воспитателями, педагогами образовательных учреждений; пробные выборочные исследования. Указанные эмпирические методы в своем практическом применении опирались на конкретные интерпретации более общих методов научного исследования - системный анализ, деятельностный и исторический подходы.
Практическая целесообразность исследования заключается в сборе, систематизации и анализе данных, необходимых для работки организационно-методического обеспечения процесса профессионального самоопределения подростков - учащихся образовательных учреждений для детей-сирот.
В первой главе дипломной работы описаны основные подходы отечественной психологии и педагогики к оценке подросткового периода в контексте представлений о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии, важности ценностных ориентаций подростка как предпосылки профессионального самоопределения.
Вторая глава посвящена проблемам социально-трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот г.Москвы.
Аналитические материалы, полученные на основе исследования профессионального самоопределения выпускников 9-х и 11-х классов 2004 г. образовательных учреждений для детей-сирот, представлены в главе три.
В заключении резюмируются итоги проведенного исследования и формулируется подход автора к проблеме социально-трудовой адаптации и социализации детей-сирот – выпускников образовательных учреждений.
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 14.09 1995 г. № 942.
2. Постановление Президента РФ «О плане действий по улучшению положения детей в России» от 13.01 1996 г. № 28.
3. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы. Подпрограмма «Дети-сироты». Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 732.
4. Конвенция ООН о правах ребенка.- М.: Юристъ,1999.
5. Архангельский С.И., Михеев В.И., Машников С.А.. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. - М.: Знание, 1974.
6. Атутов П.Р., Кальней В.А., Зарецкая И.И. Подготовка школьников к труду в сфере материального производства. - М.: Либрис, 1988.
7. Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании // Сов. педагогика. - 1991. - N2.
8. Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г., Ковальчук М.А., Посысоев О.Н., Рожков М.И. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. - Ярославль: ЯГПУ, 1999.
9. Балясная Л.К. Своеобразное и общее воспитательных систем // Воспитательные системы современной школь: опыт, поиски, перспективы // Сост. Л. К. Балясная. - М.: Медиа- центр, 1995.
10. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах - СПб.,1996.
11. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Либрис, 1996.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979г., № 2, №4.
14. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995, №4.
15. Бурлакова Т.Т. Особенности воспитательной системы детского дома // Обеспечение качества подготовки специалистов в системе непрерывного педагогического образования.- Тула: ТГПУ, 1999.
16. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.- М.:ACADEMIA, 1999.
17. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. - М.: Школа и производство, 1996.
18. Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в центре социально- трудовой адаптации молодежи. - М.: Институт молодежи, 1997.
19. Волкова О.А., Дурасанова Т.П. Профессиональное самоопределение детей-сирот // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 июня 2003 г.): В 4 ч. Ч. 1. - Москва - Челябинск: Изд-во «Образование», 2003.
20. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебно-методическое пособие /Авт.- сост. Е.Н. Степанов, Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев.- Псков: ПОИПКРО, 1994 .
21. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т.- М.: Просвещение, 1983 -1984. Т 3, 4.
22. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника, - М.: Просвещение, 1979.
23. Давыдов В.В. Личности надо выделаться // С чего начинается личность? // Под ред.Р.И. Косолапова.- М.: Политиздат, 1979.
24. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Просвещение, 1981.
25. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 1975.
26. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. Научно-методическое пособие.- М.:МГПИ, 1999.
27. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Творческая педагогика, 1993.
28. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. 174 с.
29. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997, №2.
30. Коряков Г.А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома // Научно- практические проблемы школьной психологической службы.- М.: Педагогика, 1987. Т. 2.
31. Куракин А.Т., Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Сов. педагогика. - 1970. -№ 10.
32. Кочкина Л.С. Методики профессионального и личностного самоопределения детей-сирот с учетом современных профессий. Научно-методическое пособие. - М.: МГПИ ,1998.
33. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М.: Просвещение , 1979.
34. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.-сост. В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1991.
35. Матяш Н. В., Матюхина П. В., Хохлова Т. В. Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к осознанному профессиональному самоопределению как объективная потребность общества. – Брянск, Изд-во БГУ, БИПКРО, 2003.
36. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984.
37. Мудрик А. В. Социализация в «смутное время».- М.: Знание, 1991.
38. Мухина И.А. Педагогические мастерские: постановка проблемы // Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта // Сост. И.А. Мухина. - СПб: Изд-во СПбГУПМ, 1995.
39. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме.- М.: Издательство педагогического общества России, 1996.
40. Назаренкова Г.Н., Иванюк Н.С., Борзенко И.А. Модель выпускника школы: выбор оснований // Педагогика. - 1998. - № 1.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 1999.
42. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения:Вып.4.-М.: ТОО «СИМС»,1995.
43. Педагогика: Учебное пособие // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
44. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.
45. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.: Новая школа, 1996.
46. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990.
47. Психология. Словарь // Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
48. Селиванова Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем, теория - практике // Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995.
49. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследовании - М.: Педагогика, 1986.
50. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. - М: Педагогика, 1986.
51. Социальная педагогика: Курс лекций // Под общ. ред. М.А. Галагузовой.-М.: ВЛАДОС, 2000.
52. Теория и практика воспитательных систем // Редкол.: Л.И. Новикова и др.: В 2-х кн.- М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
53. Шалавина Т.И. Система формирования жизненного и профессионального самоопределения воспитанников детского дома // Т.И. Шалавина, Л.С. Кочкина // Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всерос. семинара-совещания, 25- 28 февр. 2003 г. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2003.
54. Шалавина Т.И., Л.С. Кочкина Л.С. Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот: Методическое пособие. - Новокузнецк, 2002.
55. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.
56. Особенности развития личности ребёнка, лишённого родительского попечительства. // Дети с отклоняющимся поведением. /Под ред. B. C. Мухиной. - М.: Педагогика, 1989.
57. Психическое pазвитие воспитанников детского дома. // Ред. И.В.Дубpовина, А.Г.Рузская. - М.:Педагогика , 1990.
58. Социально-трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики. // Состояние и перспективы социально-трудовой адаптации детей-сирот в г. Москве. – М.: Центр труда и занятости молодежи «Перспектива», 2002.