Введение
Эмоционально-двигательная отзывчивость детей на музыку – одна из мало изученных проблем развития музыкальности дошкольников, при том, что в образовательных программах подчеркивается важность её развития. Признание её важности в развитии музыкальности у детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста опирается на эмпирические наблюдения. В отношении старших дошкольников, с которыми традиционно восприятие музыки проводится в виде слушания (в статическом положении сидя на стуле), этот вид эмоциональной отзывчивости на музыку лишь упоминается (как некоторые мимические и незначительные двигательные реакции). Однако, в силу существующих методик организации и проведения с детьми слушания музыки, спонтанные движения ребенка всем телом, которые могут появиться как эмоциональный отклик на музыку, сдерживаются (подавляются) установками педагога – его пояснениями детям о том, как надо слушать музыку. До сих пор целенаправленные психолого-педагогические исследования особенностей эмоционально-двигательной отзывчивости на музыку у детей 6 и 7 лет, по сути, не проводились. Это и определило актуальность нашей работы.
............
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ
1.1. Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку как музыкальная способность
Основополагающей способностью индивида, запускающей процесс ответственного проявления личности, является эмоциональная отзывчивость, которую следует различать с эмоциональным откликом. Для эмоционального отклика характерна высокая степень чувствительности и адекватной эмоциональной заразительности индивида (как врожденной, проявляемой на основе ассоциативной памяти, так и приобретенной по принципу эмоциональной синтонии - непосредственного эмоционального заражения и импульсивного самопроявления) на любые формы даже слабо выраженного невербального воздействия.
Таким образом, эмоционально-двигательная отзывчивость характеризуется высокой степенью рефлексии индивида, его способностью к осознанию и на этой основе формированием убеждений и мировоззрения как внутреннего механизма управления своими состояниями, желаниями, мотивами, притязаниями и способами их реализации в создаваемом им образе.
.............
Заключение
Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыкальные произведения у старших дошкольников определяется как процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на воспринимаемую музыку, обусловливающего понимание ребенком его эмоционального содержания, которая отражается в образе создаваемом им.
Кроме того уровень развития у детей эмоционально-двигательной отзывчивости зависит от уровня восприятия детьми музыкальных произведений, качества работы музыкального руководителя, развития музыкальных способностей у ребенка в целом.
Неоспоримым является тот факт, что в процессе восприятия музыкального произведения участвуют эмоции и чувства ребенка. Если ребенок обладает развитым восприятием, то он осознает смысл музыкального произведения даже при первичном прослушивании. ..............