Введение:
В современном мире уровень цивилизованности общества, авторитет на-ции становятся в прямую зависимость от того положения, которое занимают в этом обществе дети, от меры глубины того внимания и заботы, которые уделя-ются им как будущему, берущему свое начало в настоящем.
А. Лиханов
Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей.
Такое общественное явление, как детский дом, на протяжении многих лет считавшееся временным, обусловлены объективными причинами появления малого сиротства послереволюционной и послевоенной разрухи не только не изжило себя, но, более того на территории России возникло много новых дет-ских домов, причем наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению их числа.
Изучением данной категории детей занимались и занимаются многие оте-чественные (М.И.буянов, А.И.Захаров, Е.М.Рыбинский, Е.О.Смирнова, Г.В.Семья, Р.Р.Калинина, А.Ш.Шахманова, Шипицина Л.М., Е.Лютова, Г.Монина, Реан А.А., М.Н.Лазутова, И.В.Дубровина и многие другие) и зару-бежные (У.Булби, М.Раффер, С.Броу и др.) ученые.
В последние годы усиливается интерес общественности к проблеме соци-ального сиротства. Но, не смотря на это, по-прежнему остаются такие пробле-мы как слабая научно-методическая оснащенность педагогического процесса, дефицит специализированных методических разработок. Недостаточно осве-щен и вопрос развития моральных чувств младших школьников в условиях со-циального сиротства. Поэтому данная проблема очень актуальна и ее изучение очень значимо для таких детей. Психологические исследования не раз под-тверждали тот факт, что семья является одним из важных факторов психиче-ского и личного развития ребенка. Ведь дети, лишенные родительского тепла отличаются своеобразным развитием эмоциональной сферы. Прежде всего, это обусловлено тем, что многие из них пережили эмоциональные стрессы (алкого-лизм родителей, бродяжничество, убийство и т.д.), кроме того, у таких детей отсутствует постоянство в эмоциональных привязанностях, а группы в детских домах очень неоднородные и чаще разновозрастные.
Глава 2:
1.Дети, воспитывающиеся в условиях социального сиротства не адекватно относятся к таким нравственным нормам, как трудолюбие- лень, щедрость-жадность, правдивость-лживость, верно оценивают лишь доброту и злость.
2.Данная методика вызвала у детей наибольшие трудности и справиться с заданием смогли только 30%;70% детей неверно разложили картинки и не смогли (или затруднялись) объяснить свой выбор.
3.Неадеквотное отношение к вышеперечисленным, нравственным нормам влечет за собой негативное влияние на развитие моральных чувств детей (У де-тей младшего школьного возраста наблюдается формирование только двух мо-ральных чувств: чувства добра и зла, формирование остальных происходит гораздо позднее)
3. Методика «Закончи историю»
Качественный анализ:
Детям младшего школьного возраста предлагается закончить 4 истории (например: у девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…)
Дети проявили большой интерес к заданию и с удовольствием его выпол-нили. Данная методика оказалась наиболее доступной и понятной детям, чем предыдущая. То есть результаты были получены более высокие. У 70% - отме-чается средний уровень осознания детьми моральных норм; у 20% - ниже сред-него и у 10% низкий.
Большинство детей правильно назвали моральные нормы, верно оценили поведение детей (Дети отвечали, что девочке, рассыпавшей игрушки, необхо-димо помочь их собрать, ведь девочкам всегда нужно помогать. (Приложения. Протокол 1-2)
Так же при выполнении задания была выявлена следующая закономер-ность, что 1и 2 задания дети выполняют быстрее, 3 и 4 истории вызывают неко-торые затруднения. То есть такие моральные моральные чувства, как лень, взаимопомощь, ложь и правдивость сформированы у детей еще не достаточно, в то время как чувства добра, зла, щедрости и жадности уже сформировались.
Анализ результатов данной методики позволяет сделать следующие выво-ды:
1.Данное задание у детей практически не вызывало затруднений и у 70% испытуемых отмечается средний уровень осознания нравственных норм (ука-занных выше).
2.Элементарные моральные чувства (чувства добра и зла) сформированы в большей степени, чем другие чувства (чувство взаимопомощи, правдивости и т.п.)
Заключение:
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональных состояний и адаптации, мы пришли к выводу:
Чувства являются важнейшим компонентом эмоциональной сферы челове-ка. Они сформированы на основе эмоций. Чувства – это продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства совершенст-вуются и развиваются, носят исторический характер / А.В. Петровский/.
Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны. Выделяют четыре группы чувств:
а) Моральные (переживания человека, его эмоциональное отношение к по-ведению людей и своему собственному)
б) Интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельно-стью)
в) Эстетические
г) Практические (чувства, связанные с деятельностью человека)
Особое место занимают моральные чувства. К ним относятся: чувство симпатии и антипатии, добра и зла, привязанности и отчуждения, уважения и отчуждения, уважения и презрения, гордости и зависти, товарищества и т.д.
В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются мораль-ные чувства .
При этом на их формирование особое влияние оказывает ближайшее со-циальное окружение ребенка – семья.
Именно семья выступает как институт первичной социализации ребенка. Только в семье ребенок видит и берет пример с родителей, знакомится в полной мере с социальными нормами и запретами. Таких моральные понятия как «доб-рота», «злость» у детей, воспитывающихся в семье, формируются уже в пред-школьном возрасте: в младшем школьном возрасте дети уже адекватно воспри-нимают такие нравственные формы: щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.