Введение:
Современное российское общество переживает период «реформации» в сфере сексуальных отношений, требующий социальной корректировки тех социальных конвенциональных норм, которые морально устарели и не соответствуют духу времени. Решение такого рода проблем предполагает усвоение принципов толерантности всеми возрастными группами, так как в процессе взаимодействия чрезмерное давление одной из сторон может повлечь за собой негативизм со стороны другой, что может привести к достаточно трагическим последствиям, так как потребность в сексуальных отношениях является одной из витальных потребностей человека.
В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.
Современный подросток оказывается в ситуации «двойного стандарта»: семья и школа ориентируют его на традиционные, консервативные конвенциональные социальные нормы в отношении сексуальности, а сверстники, средства массовой информации ориентируют подростка на новые ценностные и нормативные измерения. Как следствие, подросток оказывается в ситуации выбора между "правильной" моделью сексуального поведения родителей, учителей и "неправильной" моделью сверстников. Такого рода противоречие формирует толерантное поведение, так как подросток, желая или не желая, вынужден уважать (или терпеть) своеобразие позиций каждой из сторон, по возможности не проявляя бунтарского радикализма в отношении консерватизма родителей, учителей.
З. Фрейд рассматривал сексуальность не как частный, локальный аспект человеческой жизни, а как ее основу и стержень; приписывал сексуальности фундаментальную роль при детерминации всех человеческих поведенческих установок. Сексуальность не ограничивается генитальной сферой, а включает в себя различные устремления и установки, сводимые к сексуальности. Эти формы проявляются уже на ранних стадиях жизни ребенка, в которых присутствуют не только первичные потребности человека, но и эмоции, предпочтения, положительные или отрицательные аффекты, сопровождающие стремление к их удовлетворению.
Мишель Фуко утверждал, что сексуальность – это культурно-исторический феномен, а ее история – процесс создания соответствующих норм, значений и смыслов.
П. Сорокин относил сексуальный инстинкт к разряду "основных" и утверждал, что именно проявление этих инстинктов выступает, в конечном счете, исходным фактором всех социальных революций.
Для того чтобы в полной мере понять, что такое человеческая сексуальность, необходимо рассмотреть ее во всем многообразии ее проявлений, так как сексуальность связана со всеми аспектами человеческого бытия без исключения.
По мнению И. С. Кона, социокультурный подход в сексологии охватывает широкий и довольно разнообразный круг исследований, в основе которых лежат следующие принципы: 1) сексуальное поведение и мотивация – социокультурные явления; 2) исходная единица исследования – социальное целое; 3) сексуальное поведение и нормативные установки индивидов производны от соционормативной культуры общества, которая зависит от его социальной структуры и образа жизни; 4) сексуальная культура в целом – это социальное явление; 5) необходимость сравнительного исторического исследования сексуальной культуры в целом; 6) разные социальные группы отличны по своим установкам и поведению, что приводит к возникновению разных сексуальных субкультур; 7) отдельные элементы сексуальной культуры неразрывно связаны с более общими социокультурными явлениями и изменяются вместе с ними.
Глава 2:
Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе - установить контакт с воспитанником. Л.Б. Филоновым разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия.
Данные собранные социальным работником поступают в консилиум.
Консилиум – это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к противоправным, отклоняющимся действиям. Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи :
1. Определение путей социально-психологического сопровождения ребенка.
2. Выработка согласованных решений по определению образовательного и социального маршрута.
3. Динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.
Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника.
Таким образом, состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям. Кроме этого школа должна использовать диагностику для выявления слабых звеньев в работе по профилактике и вносить предложения в вышестоящие инстанции о целесообразности включения в решение конкретных проблем ребёнка, специалистов системы профилактики для улучшения общего взаимодействия.
Поскольку сил социального педагога и психолога - недостаточно, поэтому желательно построить такую систему работы по профилактике девиантного сексуального поведения подростков, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Таким образом, деятельность школы по профилактике девиантного сексуального поведения несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и с их родителями.
Организация контактов социального педагога заключается в следующем:
- установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.
- в осуществлении посреднической функции в разрешении конфликтов.
Основные направления работы по профилактике девиантного сексуального поведения выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей.
Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся:
- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;
- помощь подростку в устранении причин, влияющих на отклонения в поведении;
- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;
- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;
- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей.
На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам.
Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные решения, опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.
Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике девиантного сексуального поведения выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции:
1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска.
2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.
В первом случае школа может простраивать с опережением воспитательную работу, а не ждать когда груз неразрешённых проблем и педагогическая запущенность приведут ребёнка к серьёзному отклонению в сексуальном поведении подростка. Во втором случае речь идёт о ребёнке, находящемся в социально опасном положении и профилактика здесь носит вторичный характер, т.е. направлена на предупреждение рецидивов.
Заключение:
Культура сексуального поведения - это часть общей культуры человека. Проблема формирования сексуального поведения у подростков является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений работы социального педагога. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по формированию сексуального поведения уже в школьном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Организация формирования сексуального поведения должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по формированию сексуального поведения требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей, что определяет актуальность темы исследования.
Для достижении цели исследования, которая была определена нами как определение особенностей формирования культуры сексуального поведения у подростков в работе социального педагога, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявив особенности формирования сексуального поведения школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков.
В результате было дано определение формирования культуры сексуального поведения как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. При этом необходимо отметить, что проблемы сексуального воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи сексуального воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Первыми начинают сексуальное воспитание своих детей родители. Сексуальное воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного сексуального поведения подростков.
Проблема формирования культуры сексуального поведения подростков усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы в школе, определившей бы принципы и содержание сексуального воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах сексуального воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для сексуального воспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.
Кроме изучения и анализа психолого-педагогической литературы для реализации поставленных задач мы использовали такие теоретические и эмпирические методы исследования, как тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.