ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в молодежной среде России, как и в обществе в целом, преобладают процессы дифференциации, происходит увеличение социальной поляризации, основанной, в первую очередь, на имущественном расслоении. Объединенная достаточно условными возрастными характеристиками, современная российская молодежь не может быть представлена как единая группа с общими социальными параметрами. Такие социальные признаки, как ценностные ориентации, стиль жизни, духовные потребности, материальные возможности и ряд других – не позволяют сегодня выделять «молодежь» в однородную социальную группу.
Данные изменения, происходящие на фоне трансформаций российского общества, характеризуются сменой культурных традиций, идеологических форм. Явно наблюдаемые изменения в политической и экономической сферах обострили и актуализировали кризис традиционного общества, которое характеризуется как патриархальное и патриархатное. Все приводит к разрушению существовавших норм, правил, стереотипов – как всей совокупности ценностных ориентаций, регламентирующих и объясняющих мировоззрение целого социума, так и функции, роли, набор ценностей конкретных людей, проживающих в нем.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе.
И. Борисов составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания:
1. «Государственная» (федеральная) программа, которая все еще пишется усилиями Министерства образования и Академии образования;
2. Малоизвестные и почти недоступные специалистам «местные» (региональные и муниципальные) программы «полового воспитания»,- как имеющие научное содержание, так и откровенно антинаучные;
3. Программы, предложенные общественными организациями и/или фармацевтическими компаниями;
4. Деятельность медицинских компаний по повышению квалификации наших врачей и консультативная работа с населением (службы экстренной консультативной помощи);
5. Программы «социальной рекламы», известные населению в основном по телевизионной трансляции видеороликов;
6. Программы нашего здравоохранения - например, Федеральная программа «Планирование семьи»;
7. Программы международных (наднациональных) организаций типа ООН, ВОЗ и др.;
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии, 1987. – №5. – С. 25.
2. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987. – № 2. – С. 73.
3. Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии, 2001. – №4. – С. 5.
4. Анализ причин материнской смертности в субьектах Российской Федерации / О.В. Шарапова, О.С. Филиппов, Е.В. Гусева, О.Г. Фролова, Л.П. Королева // Мать и дитя: материалы IХ Рос. форума.– М., 2007.– С.642.
5. Баранов, А.Н. Медико–социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин. – Архангельск: АГМА, 1997.
6. Белов В.В. Подросток - сверстник. – СПб.: Питер, 2004.
7. Борисов В.А. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости. – М.: Мир, 2005.
8. Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой, 1999. – № 37. – С. 66.
9. Варшавский П.С. Молодёжь. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
10. Гаврилова, Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях.– М.: МЕДпресс, 2000.
11. Грушенко П.Р. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социс, 2002. – №11. – С. 17.
12. Гудкович Л.Н. Половое влечение. – М.: Просвещение, 1991.
13. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. – Л.: Медицина, 1988.
14. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991.
15. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980.
16. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила, 1971. – № 2. – С.71.
17. Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.
18. Коновалов, В.А. Медико–социальные аспекты проблемы регулирования рождаемости в современных условиях / В.А. Коновалов, В.С. Курников // Мать и дитя: материалы IV Рос. Форума.– М., 2002.– Ч.1.– С.43–44.
19. Кулавский, В.А. Медико–социальные аспекты охраны репродуктивного здоровья / В.А. Кулавский, Л.А. Даутова // Мать и дитя: материалы IV Рос. Форума.– М., 2002.– Ч.1.– С.50–52.
20. Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование, 2000. – №4. – С. 15.
21. Молодцова В. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета, 1999. – № 110. – С. 16.
22. Образовательные программы по валеологии. – СПб.: Эвэланш, 1994.
23. Омельченко Е.Л. "Жертвы и/или насильники": Феномен подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов // Другое поле: Социологические практики / Под ред. Е.Л. Омельченко, С.А. Перфильевой. Ульяновск, 2000.
24. Основы социальной концепции русской православной церкви. – М.: РАГС, 2001.
25. Орлов Ю.М. Половое воспитание, как звено становления личности. –М.: Просвещение, 1993.
26. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Молодая гвардия, 1990.
27. Репродуктивные установки и сексуальное поведение девочек–подростков крупного промышленного региона / Н.А. Лукина, Г.А. Черняева, Т.М. Петухова и др. // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России: сб. науч. тр. V Всерос. науч.–практ. конф.– СПб., 2003.– С.149–151.
28. Савельева И.Д. Формирование репродуктивного здоровья подростков// ОБЖ, 2002. – №3. – С. 20.
29. Соловцова Е.А. Представления подростков о половой жизни // Народное образование, 2001. – №5. – С. 77.
30. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Наука, 1997.
31. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе. – СПб.: Питер Ком, 1998.
32. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
33. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. – М.: Роспедагентство, 1997.
34. Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. – М.: Знание, 1983.
35. Этика и психология семейной жизни. Под ред.И.В.Гребенникова. – М.: Педагогика, 1987.
36. Ярская-Смирнова З.Е. Скрытый учебный план сквозь призму гендерного анализа. // Иной взгляд, 2000. – №5. – С. 16.