Введение:
В настоящее время, когда Россия заканчивает преодоление негативных по-следствий стагнации и спада экономики и вступила в период экономического роста, важнейшей задачей стало поддержание экономического роста, придание ему характера стабильной, долгосрочной тенденции, которая не зависит исклю-чительно от внешнеэкономической конъюнктуры. Для этого необходимо мак-симально эффективное использование всех существующих механизмов привле-чения инвестиций, важнейшим из которых является рынок ценных бумаг. Од-нако уровень развития российского фондового рынка в настоящее время не со-ответствует потребностям экономики.
Можно выделить два комплекса проблем: внешние, связанные с недоста-точно благоприятным инвестиционным климатом в России, и внутренние, свя-занные с функционированием самого фондового рынка.
Сегодня российский рынок ценных бумаг лишь в отдельных случаях слу-жит механизмом привлечения финансовых ресурсов. Рынок ценных бумаг не-достаточно эффективно выполняет свою основную функцию по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции.
В предыдущее десятилетие абсолютное большинство акционерных об-ществ, в том числе возникших в результате приватизации, не использовали возможности фондового рынка для привлечения инвестиций. Активно совер-шаются сделки с ценными бумагами незначительного числа эмитентов, а высо-кий операционный риск привел к тому, что на рынке акций велика доля офф-шорных сделок.
Состояние российского фондового рынка характеризуется целым рядом недостатков, среди которых можно выделить низкий интерес населения к инве-стициям в ценные бумаги, недостаточную активность эмитентов на открытом рынке капиталов, не вполне отлаженную систему взаимодействия органов го-сударственного регулирования, а также недостаточный контроль за выполнени-ем действующих нормативных актов.
...........
Глава 2:
Существует три главных обстоятельства, определяющих необходимость коренного пересмотра государственной политики на рынке ценных бумаг.
Во-первых, проведение приватизации под лозунгом будущего повышения стоимости акций приватизированных предприятий предполагало осуществле-ние уже с 1996–1997 гг. государственных мероприятий по массовому выходу новых акционерных обществ на фондовый рынок. Только в этом случае цели и задачи приватизации могли считаться выполненными. Однако массовый фон-довый рынок акций приватизированных акционерных обществ так и не был создан. Отсутствие для большинства предприятий возможности выхода на фондовый рынок резко ограничило привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Опыт показал, что значительная часть российских компаний в оди-ночку, без поддержки государственных органов, не в состоянии выйти на фон-довый рынок. Отсутствие такой государственной поддержки в течение послед-них пяти лет затормозило расширение рынка корпоративных ценных бумаг и сузило возможность для притока значительных инвестиций в экономику.
Во-вторых, вместо массового фондового рынка фактически был создан уз-кий внутренний рынок для активно торгуемых акций нескольких десятков ак-ционерных обществ. Это привело к тому, что фондовый рынок не имел значе-ния для развития большинства приватизированных предприятий. Предприятия отдельных отраслей (например, электронной промышленности) вообще не имеют биржевых котировок. Внебиржевой рынок ценных бумаг развивался и до сих пор существует как узко спекулятивный, нацеленный на интересы не-значительного числа западных инвестиционных институтов с денежными рас-четами в валюте за покупку акций через оффшорные счета.
При этом западный спекулятивный инвестор, приобретающий сравнитель-но небольшое количество акций с единственной целью их последующей пере-продажи, стал главной фигурой на российском рынке акций. Он вытеснил по-нятие реального инвестора, который вкладывает средства в предприятие через покупку акций, чтобы принимать участие в управлении предприятием и спо-собствовать его успешному экономическому развитию.
Реальный инвестор в России, как и во всем мире, старается приобрести та-кой пакет акций, который в соответствии с национальным законодательством дает ему право на участие в органах управления обществом. Во всем мире ак-ционерные общества ставят увеличение влияния внешнего инвестора в зависи-мость от величины его пакета акций. В России спекулятивный инвестор с не-большим пакетом акций часто требует тех же прав на участие в управлении предприятием, которые есть у реального инвестора, затратившего значительно большие средства на приобретение крупных пакетов акций. Такие обстоятель-ства препятствовали приходу стратегических инвесторов и привлечению инве-стиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг.
..........
Заключение:
Проведенное исследование показало, что нынешнее состояние рынка ха-рактеризуется высокой степенью неустойчивости, а процессы стабилизации экономической жизни страны, набирающие силу, не находят адекватного вы-ражения в масштабах привлечения инвестиций через рыночные механизмы. Во многом это вызвано отсутствием соответствующей государственной политики, которая подменяется чрезмерным нормотворчеством регулирующих органов, характерными чертами которого являются отсутствие системного подхода и внутренняя противоречивость.
Одним из шагов на пути преодоления существующей на рынке нестабиль-ности, привнесения в его регулирование системного подхода должна стать про-водимая на постоянной основе координация деятельности саморегулируемых, общественных организаций и всех участников фондового рынка.
Нет необходимости доказывать важность осуществления активной госу-дарственной политики, направленной на становление емкого и эффективного рынка ценных бумаг, являющегося качественным инвестиционным механиз-мом. В целях разрешения существующих проблем следует разработать и осу-ществить комплекс мер, направленных на выведение на рынок большего числа эмитентов и приобщение населения к инвестициям в отечественные акции и облигации.
Главными направлениями должны стать привлечение всех групп инвесто-ров, как частных, так и институциональных, нацеленных на инвестиции раз-личной длительности; развитие всех видов торговых систем с преобладающей ролью биржевого сектора; предоставление участникам рынка возможности вы-бора наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций.
Государство должно создать все необходимые условия для выхода на ры-нок ценных бумаг как можно большего числа эмитентов.......