Курсовая практика по теме: Влияние дисгармоничной семьи на развитие ребенка

Название работы: Влияние дисгармоничной семьи на развитие ребенка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ДИСГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 6

1.1. Психическое развитие как психолого-педагогическая проблема 6

1.2. Особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста 10

1.3. Влияние дисгармоничной семьи на психическое развитие ребенка 17

Выводы по первой главе 28

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИСГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 30

2.1. Организация и методики исследования 30

2.2. Анализ результатов исследования 32

Выводы по второй главе 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

ЛИТЕРАТУРА 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Семья является тем изначальным воспи-татель¬ным коллективом, где ребенок впервые усваивает нормы общечелове-че¬ской морали, правила общежития, получает навыки совместного труда, пае формируются его жизненные идеалы. Естественно, положительное влияние на психическое развитие ребенка может оказать лишь дружная трудовая се-мья, все члены которой сознают свой долг перед обществом.

Но, к сожалению, встречаются у нас семьи, атмосфера которых отрица-тельно влияет на развитие детей.

Отрицательный микроклимат дисгармоничной семьи, асоциальное по-ведение ее взрослых членов, способствуют тому, что дети, воспитывающиеся в таких семьях, не просто перенимают отрицательные образцы поведения, но и усваивают ценностную ориентацию, реализуя ее уже в личном антиобще-ственном поведении.

В современной психологии под психическим развитием понимается становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка.

Вопрос об условиях и движущих силах психического развития долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее зна-чение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписыва-ли ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн).

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), исходя из положений о "присвоении" отдельным человеком произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом, за-ложили основы теории психического развития ребёнка и выяснили специфи-ческое отличие этого процесса от развития психики животных.

Многие из них указывали на то, что семья является важнейшим факто-ром психического развития ребенка. Поэтому изучение влияния дисгармо-ничной семьи на психическое развитие ребенка является актуальным.

Глава 2:

Таким образом, количество детей из дисгармоничных семей со сред-ним уровнем развития умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию на 6,7% больше, чем детей из гармоничных семей. Количество детей из дисгармоничных семей с низким уровнем развития умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию на 6,7% меньше, чем среди детей из гармоничных семей.

Отсюда, можно предположить, что уровень умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию де-тей из гармоничных и дисгармоничных семей различается. Однако, % пока-зателей не имеет достоверной значимости. Для подтверждения или опровер-жения этого предположения необходимо использовать метод математической статистики.

В нашей работе мы использовали критерия Манна-Уитни. Выбор дан-ного метода обосновывается тем, что оно позволяет сравнить две неравно-мерные группы показателей, одна из которых можно равняться 5. расчет кри-терия см. в приложении 2. Полученное значение критерия равно Uэмп. = 40

U крит = 18 (p<0,05)

11 (p<0,01)

U эмп.> U крит.

Вывод: Различий в уровне развития умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию детей из гармо-ничных и дисгармоничных семей не значимы.

2. Результаты методики «Последовательные картинки» (Вархотова В.К., Дят-ко Н.В., Сазонова Е.В.) [8]

Описание методики и протоколы см. в приложении 3.

Диагностика уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, уровня раз-вития монологической речи (умения построить связный рассказ) выявила в группе 2 (10%) детей самостоятельно правильно и логично определивших последовательность картинок и составивших связный рассказ и набравших 2 балла за выполнение задания (условно назовем это уровень высоким); 10 (50%) детей допустивших ошибки в последовательности, но исправивших её самостоятельно или с помощью взрослого, или составивших отрывочный рассказ (условно назовем это уровень средним); 8 (40%) детей нарушивших последовательность и не понявших своих ошибок, а так же составивших рас-сказ, сводившийся к описанию отдельных деталей картинок (условно назо-вем этот уровень низким).

Среди детей из гармоничных семей было выявлено 2 (13,3%) из 15 с высоким уровнем сформированности причинно-следственных, пространст-венно-временных, логических связей, уровнем развития монологической ре-чи, 7 (46,7%) - со средним уровнем, 6 (40%) – с низким уровнем. Среди де-тей из дисгармоничных семей было выявлено 0 (0%) из 5 с высоким уровнем сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, уровнем развития монологической речи, 3 (60%) - со средним уровнем, 2 (40%) – с низким уровнем. См. таблицу 3.

Заключение:

Целью нашего исследования было изучение влияния дисгармоничной семьи на психическое развитие ребенка.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследо-вания;

2. Проведено диагностическое исследование психического развития де-тей из гармоничных и дисгармоничных семей;

3. Проведен сравнительный анализ психического развития детей их гармоничных и дисгармоничных семей.

В теоретической главе нашего исследования были рассмотрены сле-дующие подходы к теории психического развития:

1. В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как суще-ство биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения.

2. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении.

3.Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Современные представления о соот-ношении биологического и социального, принятые в отечественной психоло-гии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Согласно А.А. Реану к показателям психического развития ребенка от-носят:

– развитие познавательной сферы ребенка ( восприятие, внимание, па-мять, воображение, мышление );

– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребно-сти, мотивы , установки , ценностные ориентации , направленность и т. д.);

– овладение системой разнообразных практических и умственных дей-ствий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельно-сти.

В психологии существуют разнообразные классификации семей и по составу, и по характеру взаимоотношений в них. Дисгармоничные семьи бы-вают разные. Понятие дисгармоничной семьи включает в себя несколько раз-личных вариантов психологического неблагополучия ее членов. Это могут быть семьи, где хотя бы один из членов страдает нервно-психическим рас-стройством, химической зависимостью, тяжелым заболеванием. Также в та-ких семьях основной проблемой являются отношения между членами семьи (неполная, распадающаяся, распавшаяся и т. д.).

Похожие работы на данную тему