Введение:
Актуальность исследования. Семья является тем изначальным воспи-татель¬ным коллективом, где ребенок впервые усваивает нормы общечелове-че¬ской морали, правила общежития, получает навыки совместного труда, пае формируются его жизненные идеалы. Естественно, положительное влияние на психическое развитие ребенка может оказать лишь дружная трудовая се-мья, все члены которой сознают свой долг перед обществом.
Но, к сожалению, встречаются у нас семьи, атмосфера которых отрица-тельно влияет на развитие детей.
Отрицательный микроклимат дисгармоничной семьи, асоциальное по-ведение ее взрослых членов, способствуют тому, что дети, воспитывающиеся в таких семьях, не просто перенимают отрицательные образцы поведения, но и усваивают ценностную ориентацию, реализуя ее уже в личном антиобще-ственном поведении.
В современной психологии под психическим развитием понимается становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка.
Вопрос об условиях и движущих силах психического развития долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее зна-чение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписыва-ли ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн).
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), исходя из положений о "присвоении" отдельным человеком произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом, за-ложили основы теории психического развития ребёнка и выяснили специфи-ческое отличие этого процесса от развития психики животных.
Многие из них указывали на то, что семья является важнейшим факто-ром психического развития ребенка. Поэтому изучение влияния дисгармо-ничной семьи на психическое развитие ребенка является актуальным.
Глава 2:
Таким образом, количество детей из дисгармоничных семей со сред-ним уровнем развития умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию на 6,7% больше, чем детей из гармоничных семей. Количество детей из дисгармоничных семей с низким уровнем развития умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию на 6,7% меньше, чем среди детей из гармоничных семей.
Отсюда, можно предположить, что уровень умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию де-тей из гармоничных и дисгармоничных семей различается. Однако, % пока-зателей не имеет достоверной значимости. Для подтверждения или опровер-жения этого предположения необходимо использовать метод математической статистики.
В нашей работе мы использовали критерия Манна-Уитни. Выбор дан-ного метода обосновывается тем, что оно позволяет сравнить две неравно-мерные группы показателей, одна из которых можно равняться 5. расчет кри-терия см. в приложении 2. Полученное значение критерия равно Uэмп. = 40
U крит = 18 (p<0,05)
11 (p<0,01)
U эмп.> U крит.
Вывод: Различий в уровне развития умений ориентироваться в пространстве, действовать по правилам и понимать устную инструкцию детей из гармо-ничных и дисгармоничных семей не значимы.
2. Результаты методики «Последовательные картинки» (Вархотова В.К., Дят-ко Н.В., Сазонова Е.В.) [8]
Описание методики и протоколы см. в приложении 3.
Диагностика уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, уровня раз-вития монологической речи (умения построить связный рассказ) выявила в группе 2 (10%) детей самостоятельно правильно и логично определивших последовательность картинок и составивших связный рассказ и набравших 2 балла за выполнение задания (условно назовем это уровень высоким); 10 (50%) детей допустивших ошибки в последовательности, но исправивших её самостоятельно или с помощью взрослого, или составивших отрывочный рассказ (условно назовем это уровень средним); 8 (40%) детей нарушивших последовательность и не понявших своих ошибок, а так же составивших рас-сказ, сводившийся к описанию отдельных деталей картинок (условно назо-вем этот уровень низким).
Среди детей из гармоничных семей было выявлено 2 (13,3%) из 15 с высоким уровнем сформированности причинно-следственных, пространст-венно-временных, логических связей, уровнем развития монологической ре-чи, 7 (46,7%) - со средним уровнем, 6 (40%) – с низким уровнем. Среди де-тей из дисгармоничных семей было выявлено 0 (0%) из 5 с высоким уровнем сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, уровнем развития монологической речи, 3 (60%) - со средним уровнем, 2 (40%) – с низким уровнем. См. таблицу 3.
Заключение:
Целью нашего исследования было изучение влияния дисгармоничной семьи на психическое развитие ребенка.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследо-вания;
2. Проведено диагностическое исследование психического развития де-тей из гармоничных и дисгармоничных семей;
3. Проведен сравнительный анализ психического развития детей их гармоничных и дисгармоничных семей.
В теоретической главе нашего исследования были рассмотрены сле-дующие подходы к теории психического развития:
1. В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как суще-ство биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения.
2. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении.
3.Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Современные представления о соот-ношении биологического и социального, принятые в отечественной психоло-гии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Согласно А.А. Реану к показателям психического развития ребенка от-носят:
– развитие познавательной сферы ребенка ( восприятие, внимание, па-мять, воображение, мышление );
– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребно-сти, мотивы , установки , ценностные ориентации , направленность и т. д.);
– овладение системой разнообразных практических и умственных дей-ствий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельно-сти.
В психологии существуют разнообразные классификации семей и по составу, и по характеру взаимоотношений в них. Дисгармоничные семьи бы-вают разные. Понятие дисгармоничной семьи включает в себя несколько раз-личных вариантов психологического неблагополучия ее членов. Это могут быть семьи, где хотя бы один из членов страдает нервно-психическим рас-стройством, химической зависимостью, тяжелым заболеванием. Также в та-ких семьях основной проблемой являются отношения между членами семьи (неполная, распадающаяся, распавшаяся и т. д.).