Введение:
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Ры-нок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложив-шееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI – XVII вв. с возникновением и утверждением капитали-стического производства, а также централизованного государства и нацио-нального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капитали-стического производства денежная система претерпевала существенные изме-нения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики явля-ется формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, по-зволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, кон-тро¬лировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилиза¬ции де-нежного обращения.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со сто¬роны Цен-трального банка выступает совокупная наличная и безна¬личная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платеже-способного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредит-но-депозитной дея¬тельности банков), регулирование структуры и объема де-нежного оборота Центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения ус¬ловий кре-дитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инс¬трументов и мето-дов.
Глава 2:
Таким образом, пользуясь моделью YS - LM, можно прогнозировать крат-косрочные и долгосрочные последствия. Активная политика государства неиз-бежно приведет к отрицательным последствиям. Более эффективны действия государства по стимулированию действия рыночного механизма.
Ранее мы рассматривали, с помощью каких инструментов и ка¬ким образом Центральные банки влияют на денежное предложение. Но, как представляется очевидным, само денежное предложение не является конечной целью. Моне-тарная политика должна, прежде все¬го, улучшать состояние экономики, изме-нять ее основные перемен¬ные: валовый национальный продукт, инфляцию, безработицу.
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность раз¬личных стратегий ее реали-зации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнси-анской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую по-лярные предположения.
Кейнсианскую концепцию долгое время после второй мировой войны раз-деляло большинство экономистов. Правительства стран с развитой рыночной экономикой руководствовались рекомендациями кейнсианцев при осуществле-нии экономической политики. Однако за¬тем появились новые экономические теории, ставящие под сомнение выводы кейнсианцев, предлагающие иные ме-тоды. Такими теориями стали прежде всего монетаризм, а также теория рацио-нальных ожи¬даний.
Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не¬устойчивая система. Они считают, что капитализм не обладает ме¬ханизмом, обеспечиваю-щим макроэкономическую стабильность. Посто¬янные диспропорции между ос-новополагающими экономическими пара¬метрами вызывают циклические коле-бания занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зре-ния кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де¬нежно-кредитную политику.
Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечива-ет высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не сла¬бостью рыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов. Поэтому необходи¬мо минимизировать государственный сектор, а так-же избегать воз¬действия на рыночную систему посредством дискретной денеж¬но-кредитной политики.
Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих математи-ческих уравнениях. Кейнсианская теория выводит на первый план совокупные расходы и их компоненты.
С + I + NX + G = ВНП - основное уравнение кейнсианцев, где
С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чис¬тый экс-порт, G - государственные расходы. Суть этого уравнения в том, что совокуп-ный объем расходов покупателей равен общей стои¬мости произведенных това-ров и услуг.
Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: M х V = P х Q, которое чаще называют уравнением обмена. Здесь М - денежное предложение, V - ско-рость обращения денег в кругообороте продук¬тов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национально¬го производства. Левая часть уравнения пред-ставляет собой сово¬купные расходы покупателей, правая - совокупную выруч-ку продав¬цов.
Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между пе-ресмотром стратегической концепции денежно-кредитной по¬литики и измене-нием номинального ВНП достаточно велика. Примене¬ние разнообразных моне-тарных инструментов вызовет изменение со¬вокупных резервов банковской сис-темы, что повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном предло-жении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная масса увеличива¬ется, то кредит становится более доступным, предложение фи-нансо¬вых ресурсов увеличивается, что понижает их «цену» - процентную став-ку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эф¬фект.
Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвестиционных проектов и оказывает влияние на суммарный объем капита¬ловложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал, вложенный в инвестицион-ный проект, изменение процентных ставок меняет относительную привлека-тельность вложений в производство и в ценные бумаги. Во-вторых, при при-влечении займов для осущест¬вления крупномасштабного проекта, незначи-тельное изменение про¬центной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютном значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.
Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но¬минальный валовый национальный продукт. Поэтому посредством де¬нежно-кредитного ре-гулирования можно воздействовать на инфляцию и физический объем произ-водства.
Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между де-нежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика. «Сбой» в одном из звеньев может иска¬зить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов де¬нежно-кредитных мероприятий Централь-ному банку необходима исчер¬пывающая информация о характере взаимодейст-вий между каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус¬ловиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежно-го предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономи-ки государства, что вызывает ее относительную неэффектив¬ность по сравнению с фискальной политикой.
Заключение:
Денежно-кредитное регулирование - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме¬нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказы-вать определяющее воздействие на де¬нежное предложение, а через его посред-ство - на реальный нацио¬нальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расценива¬ются в кейн-сианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная де¬нежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздейс¬твия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономи¬ческой активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введе¬ние монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной поли-тики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетар-ная политика вообще не оказывает воздействия на ре¬альный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, вли-яя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и им-порту. Ее можно использовать не только для изме¬нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым ба-лансом.
Используя рекомендации представителей различных школ, нахо¬дя ком-промиссные решения, Центральные банки реализуют денеж¬но-кредитную по-литику. Эта деятельность, как мне кажется, явля¬ется наиболее демократичным способом экономического регулирова¬ния, в наименьшей степени ограничивая рамки экономической свобо¬ды субъектов системы бизнеса.
Денежно-кредитная политика оказывает также воз¬действует на валютный курс и баланс внешней торговли. Экспансио¬нистская политика понижает курс национальной валюты и стимулиру¬ет экспорт, рестрикционная - повышает курс и поощряет импорт, сокращая тем самым внешнеторговое сальдо или усугубляя проблему внешнеторгового дефицита. Таким образом, политика дорогих денег, ведущая к ценовой стабилизации, имеет достаточно много издержек: помимо снижения объема производства и занятости, происходит уве¬личение чистого импорта, возникает проблема внешнеторгового де¬фицита.
Поскольку колебания валютных курсов оказывают серьезное воздействие на состояние экономики, Центральные банки могут рассматривать их регули-рование как важную цель денежно-кредитной политики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой осуществляют интервенции на внеш-них валютных рынках, увеличивая или уменьшая предложение национальной валюты и иностранных ва¬лют, воздействуя на спрос. Правда, здесь возникает множество проблем.