Введение:
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов.
Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения.
Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.
Характеристика основных показателей уровня жизни населения России
Об уровне жизни населения можно судить оценив его материальное положение,
социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования, финансовых аспектов.
Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную, скорректированную на изменение просроченной задолженности), доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Другие доходы включают объем скрытой заработной платы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность начисленного населения.
Глава 5:
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых отраслей по состоянию на 1 января 2003г. составила 3444 млн.рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 2002г. на 1049 млн.рублей, или на 23,4%), или 11,3% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 15,0% приходилось на федеральный бюджет и 85,0% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
По состоянию на 1 января 2003г. просроченная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней снизилась по сравнению с 1 декабря 2002г. в 73 субъектах Российской Федерации.
Почти 66% бюджетной задолженности приходилось на отрасли социальной сферы По состоянию на 1 января 2003г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 декабря 2002г. в 85 субъектах Российской Федерации.
9% - на промышленность, где значительная ее часть (70%) связана с долгами перед машиностроением (в основном организациям оборонного комплекса).
Из общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета в отрасли "наука и научное обслуживание" 74% приходилось на организации Санкт-Петербурга (38,8 млн.рублей), Москвы (34,3 млн.рублей), Свердловской области (26,7 млн.руб-лей), Московской области (12,3 млн.рублей).
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за период с 1 декабря 2002г. по 1 января 2003г. снизилась на 4636 млн.рублей (14,6%) и составила 27131 млн.рублей. Снижение этой задолженности в производственных отраслях составило 3743 млн.рублей (13,1%), в отраслях социальной сферы - 790 млн.рублей (27,3%), других отраслях - 103 млн.рублей (27,6%).
Обесценивание денег и снижение покупательской способности населения
Денежные расходы населения – это использование доходов населения на покупку товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости представленных в натуральном выражении дотаций и льгот. В расходы на конечное потребление не включая стоимость продуктов питания, если они были куплены для потребления внутри обследуемого домохозяйства.
Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т.д.), товары менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и т.п.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.
Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.).
Заключение:
В конце 1999 г. произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжились в 2000 г. Благоприятные тенденции положительно сказались на показателях доходов и уровня жизни населения в течение 2000 года отмечался реальный рост денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей улучшить ситуацию с оплатой труда, включая и рост номинальных заработных плат.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. В 2000 г. объем номинальных денежных доходов на душу населения увеличился на 35% и достиг 2192,9 рублей. При этом реальные располагаемые денежные доходы выросли на 9%, также выросла величина денежных расходов (33%). Превышение доходов над расходами достигнет 2,9%. Значительно сократилась доля расходов, направленных на покупку валюты, приобретение ценных бумаг и формирование сбережений и вкладов в банки. И наоборот увеличился расход денежных средств на продукты питания и приобретение предметов первой необходимости.
В 2001-2002 г. произошло понижение жизненного уровня населения. Номинальные денежные доходы населения уменьшились в 2002 году на 1,6% в 2000г которые выросли на 26% и достигли 4600 млрд. рублей. Реально располагаемые денежные доходы увеличатся на 7%. Но уровень до кризисного 1997 г. достигнут не были. Объем денежных расходов составил 4494 млрд. рублей и вырос на 26%. Превышение доходов над расходами достигает 106 млрд. рублей. По-прежнему основные расходы будут направлены на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Исходя из проведенного статистического анализа следует, что несмотря на повышение заработной платы, происходит увеличение цен на товары первой необходимости и происходит уменьшение доходов населения уменьшается, индекс потребительских цен по отношению к 2001 году снизился на 1,7 % несмотря на происшедшее повышение заработной платы. Отсюда видно, что происходит обесценивание имеющихся у населения денежных средств, а это взаимосвязано со снижением покупательной способностью населения.