Введение:
Одной из характеристик организации технологического процесса в магазине является проблема товароснабжения, т.е. каким образом магазин организует хра-нение, грузовую обработку и перемещение товаров, чтобы они оказались доступ-ными для потребителей в нужное время и в нужном месте. Применяемая продав-цом система товароснабжения оказывает на потребителя очень сильное влияние. Товароснабжение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и кон-тролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребите-лей и с выгодой для себя.
Товароснабжение - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы товароснабжения можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем са-мым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок.
Целью данной работы является анализ товароснабжения розничных торговых предприятий. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
анализ взаимосвязи товароснабжения с факторами, влияющими на уровень обслуживания;
изучением элементов системы товароснабжения;
анализ системы товародвижения в торговом предприятии
В ходе торговой деятельности предстоит решать одни и те же задачи:
определить свои потребности в определенном виде продукции;
разместить заказы на тот или иной вид продукции;
получить необходимую продукцию;
обеспечить её хранение;
наладить её реализацию;
подобрать для неё подходящую упаковку;
Глава 3:
Подбирать потенциальных поставщиков можно разными способами. Речь идет о:
посещении торговых выставок;
использовании различных торговых справочников;
использовании различных рекламных журналов и газет;
использовании специальных каталогов;
встречах с торговыми представителями различных торговых фирм.
В результате в магазине «Электротехника +» будет составлен список тех фирм, которые могут стать потенциальными поставщиками. Отобрав потенци-альных поставщиков, нужно послать им свой коммерческий запрос, в котором будут подробно изложены требования. Это даст возможность сравнить полу-ченные ответы. В запрос необходимо включить ряд обязательных пунктов. Речь идет о
названии и адресе предприятия;
подробном описании необходимых товаров и услуг;
указании их количества;
сроки их поставки;
месте их доставки;
виде их упаковки;
способе их доставки.
Необходимо выяснить все самые мельчайшие подробности, чтобы исклю-чить возможные ошибки и сомнения относительно той или иной фирмы-поставщика. Когда отобранная фирма начнет поставки товаров, не должно быть никаких неожиданностей. На этом этапе уже будет поздно что-нибудь менять.
Принятие окончательного решения, связанного с выбором оптимального поставщика, зависит от множества факторов. Значение каждого фактора в от-дельности будет определяться особенностями вида бизнеса, но есть общие для разных видов бизнеса вопросы.
Во-первых, можно закупать широко распространенные, хорошо известные товары, которые клиенты охотно будут покупать. В этом случае главное — оп-товая цена на них и надежность их поставки. Такой подход применим к боль-шинству розничных товаров. Следует, однако, иметь в виду, что цена в данном случае вовсе не обязательно будет главным фактором, определяющим принятие окончательного решения.
Во-вторых, покупатели могут интересоваться не только фирменными то-варами. Так, к примеру, их может больше волновать приобретение недорогой, но надежной вещи. Это категория потребителей, которые ценят каждый рубль и хотят купить «вещь, которая стоит затраченных на нее денег».
В этом случае, принимая окончательное решение, необходимо хорошо знать, что именно нужно клиентам, на что они готовы потратить свои деньги. Здесь уже цена будет иметь большее значение при условии, естественно, на-дежности в эксплуатации данных видов товаров.
В-третьих, покупатели могут вообще не иметь ни малейшего представле-ния о закупаемой продукции. Цена по своей значимости будет уступать таким факторам, как качество, строгое соответствие спецификации, а также надеж-ность поставок.
Во втором и в третьем случаях гораздо больше свободы при выборе опти-мального поставщика. Спустя некоторое время нужно подвести итоги и дать оценку работе каждого поставщика. Если какой-нибудь поставщик работает плохо, можно подумать о его замене другим поставщиком аналогичной про-дукции.
Одним из способов оценки деятельности поставщиков является определе-ние самых важных факторов. Предположим, это:
качество продукции;
цена;
надежность поставок;
качество обслуживания.
Можно использовать эти критерии для оценки работы каждого поставщи-ка. Максимальная оценка каждого фактора — 100 баллов. Спустя некоторое время можно оценить работу поставщика, поставив определенное количество баллов напротив каждого фактора.
Например, ООО «УралХимия» получило следующие оценки:
качество — 82;
цена — 49;
надежность поставок — 15;
Итого: 146 баллов.
Оценив таким же образом деятельность других поставщиков аналогичной продукции, можно более объективно сравнить результаты их работы и остано-вить свой выбор на лучшем.
Окончательное решение следует принимать на основе самых важных фак-торов, оценивая их с точки зрения специфики вида бизнеса и интересов клиен-тов. Определив среднюю стоимость своих товарных запасов за год, необходимо попробовать найти пути уменьшения их величины.
Если можно уменьшить размер товарных запасов, допустим, на 10%, впол-не возможно, что величина затрат на их хранение и текущее обслуживание также сократится на 10%. Кроме того, может сократиться и требуемая склад-ская площадь.
Заключение:
Теперь становится очевидным, что решение о складировании, поддержа-нии товарно-материальных запасов, планировании товарооборота и транспор-тировке требуют самой тщательной координации. Все больше торговых пред-приятий учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на своих регулярных заседаниях разрабатывает основные установки по повышению эффективности системы распределения в целом. Некоторые организации учреждают у себя должность вице-президента по товароснабжению, который чаще всего подчиняется вице-президенту по маркетингу или вице-президенту по производству, а то и непосредственно пре-зиденту. Местоположение отдела товароснабжения в рамках структуры органи-зации - это уже второй вопрос. Главное, что организация координирует свою деятельность по организации товародвижения и маркетинговую деятельность так, чтобы обеспечить рынку высокую степень удовлетворенности при умерен-ных издержках со своей стороны.
Основная цель товароснабжения - обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимальными издержками. Основой для раз-работки более конкретных целей системы товароснабжения служат требования клиентов которые, как правило, выражаются в следующем:
своевременно получить товар;
обеспечение экстренных заказов;
аккуратное обращение с товаром при погрузоразгрузочных работах;
возможность возврата назад дефектных товаров и быстрая их замена.
Невыполнение этих требований ставит производителя в невыгодные усло-вия в конкурентной борьбе. В каждом конкретном случае разные требования играют разную роль.
Разработка системы товароснабжения, обеспечивающей достижение цели, сводится к поиску ответов на следующие вопросы:
какой запас товара иметь
где хранить товарно-материальные запасы
как отгружать товары
как следует работать с заказчиком