Введение:
Тему своей работы я выбрал постольку, поскольку доля преступлений, суть которых аналогична теме моей работы, постоянно растет, поэтому актуальность данной темы говорит сама за себя.
С принятием нового Уголовного кодекса ситуация немного улучшилась, поскольку в законе даны новые понятия, соответствующие духу времени (например, причиненным вредом здоровью может быть признано не только физическое повреждение тела, но и психическое заболевание), новые подходы в таком важном деле, как борьба с преступностью. Все это дает правоохранительным органам дополнительные способы для наведения в нашей стране правопорядка.
Рассматриваемые мной вопросы содержатся в Особенной части УК РФ. По сравнению с предыдущими уголовными законами, издававшимися у нас в стране, новая редакция упомянутых статей имеет существенное преимущество в полноте охвата рассматриваемого предмета.
Какова цель моего исследования? Целью является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов. Также я имел цель выявить общие закономерности при отграничении рассматриваемых в моей работе составов преступлений от смежных составов преступлений.
Каковы задачи моего исследования? Конечно же, в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, постановлений и определений судов, в том числе Верховного Суда РФ; найти общие закономерности путем обработки данных юридической практики.
Объектом моего исследования являются авторские исследования, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или иной степени затрагивают вопросы причинения вреда здоровью. Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние правовых основ уголовной практики, которая образуется по делам о причинении вреда здоровью.
Основная часть:
Действия, направленные на возбуждение национальной, расо¬вой и религиозной вражды сами по себе содержат состав престу¬пления и влекут ответственность по ст. 282 УК. Данный вид убийства совершается с прямым умыслом, в кото¬ром проявляется ненависть либо вражда к лицам «чужого племе¬ни», и целью убийства является физическое уничтожение таких людей именно потому, что они – другой национальности, расы, религии. По направленности умысла и мотиву убийство, предусмотрен¬ное п. «л» ч. 2 ст. 105 УК, отличается от убийства из хулиганских побуждений, при котором потерпевший – лицо иной национально¬сти, чем убийца, – может быть подвергнут соответствующим ос¬корблениям. В этом виде убийства отсутствует национальная вра¬жда или ненависть. Умысел направлен на нарушение общественно¬го порядка, бытовое унижение или оскорбление потерпевшего. Способы убийства по указанным в п. «л» мотивам могут быть самыми различными: от одиночного убийства до геноцида «(ст. 357 УК). Они должны влиять на квалификацию преступлений и инди¬видуализацию наказания. Кровная месть, существующая как древний обычай у отдель¬ных народов Кавказа, другим этническим группам России не свой¬ственна. Суть ее сводится к обязанности членов одного рода мстить за обиды (убийства) членам другого рода. Первоначальный конфликт может быть забыт потомками враждующих родов, но обязанность мстить передается из поколения в поколение, порождая новые убий¬ства.
Убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего
Умышленное лишение жизни человека с целью использовать его органы и ткани для прямой пересадки другому лицу, в чьей судьбе заинтересован виновный, либо их продажи образует квали¬фицированный состав убийства. Если убийство осуществлялось особо жестоким способом или изъятые органы (ткани) предназначены для последующей продажи (корыстная цель), возможно дополнитель¬ное вменение соответствующих пунктов ч. 2 ст. 105 УК. Данное убийство может быть совершено только с прямым умыс¬лом. В качестве обязательного признака выступает цель – исполь¬зование органов или тканей потерпевшего.
Мотивом убийства может быть корысть, профессиональный эксперимент по внедрению новой методики трансплантации орга¬нов, не подпадающий под признаки оправданного профессиональ¬ного риска (ст. 41 УК) и другие.
Убийство, совершенное неоднократно
Понятие неоднократности убийства базируется на аналогич¬ном понятии любого преступления, данном в ст. 16 УК. Неоднократ¬ность убийства как разновидность множественности преступлений может быть образована двумя и более тождественными (совпадаю¬щими по всем юридическим признакам основного состава) либо од¬нородными (совпадающими между собой по объекту, субъективной стороне, но различающимися по способу, обстоятельствам его со¬вершения) преступлениями. Примером тождественной неоднократности является соверше¬ние одним лицом двух и более убийств, подпадающих под признаки одной и той же статьи (например, ст. 106 УК) либо одной и той же части статьи (ч. 1 ст. 105 УК). Неоднократность предусмотрена в виде отягчающего обстоятельства убийства в п. «н» ч. 2 ст. 105 УК. Каждое из убийств, входящих в понятие неоднократности, может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом, быть оконченным преступлением или покушением на убийство, может совершаться одним исполнителем либо в соучастии. Главным отличительным признаком является то, что каждое из убийств совершается по вновь возникающему умыслу. При этом мотив может быть одним и тем же (например, хулиганские побуж¬дения) или различным (например, одного потерпевшего виновный лишает жизни по хулиганским мотивам, а второго – с целью за¬владения имуществом (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК). По этому признаку (новому умыслу) п. «н» отличается от п. «а» ч. 2 ст. 105 УК, где умысел возникает одновременно (сразу) на убийство двух и более лиц, а реализуется одновременно или разновременно.
Преступления против здоровья
Непосредственный объект определяется по конкретным стать¬ям УК и может быть определен как анатомическая целостность тела человека и правильное функционирование его тканей и ор¬ганов. С объективной стороны данные преступления могут совер¬шаться действием или бездействием и состоят в причинении вреда здоровью другого человека. Причинение вреда своему здоровью в абсолютном большинстве случаев не является преступлением. Ис¬ключение из этого правила – ст. 339 УК (уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или чле¬новредительства). Составы преступлений этой группы – матери¬альные. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить причинную связь между деянием и причинением вреда.
Действия, причиняющие вред здоровью, могут признаваться преступными, если они совершаются противоправно и прямо ука¬заны в законе как преступления.
Причинение вреда здоровью другого лица в условиях право¬мерного акта необходимой обороны, задержания преступника или крайней необходимости не считается преступлением. Аналогично решается вопрос и с причинением вреда при обоснованном профес¬сиональном риске при соблюдении всех условий, названных в ст. 41 УК. Допустим, для спасения жизни врач прибегает к ампута¬ции стопы пациента, пораженной гангреной, либо проводит биоме¬дицинское исследование с привлечением человека в качестве объ¬екта, при котором возможен вариант причинения вреда здоровью. Обязательным требованием к такого рода исследованиям служит письменное согласие пациента.
По правилам обоснованного профессионального риска рассмат¬ривается и причинение вреда здоровью в процессе спортивных со¬стязаний (футбол, хоккей, бокс, восточные единоборства и т.п.). В этих случаях необходимо установить, не связано ли причинение вреда здоровью с умышленным нарушением правил с целью совер¬шить преступление. При доказанности такого умысла ответствен¬ность наступает на общих основаниях. Отсутствие умысла означа¬ет, что вред причинен в результате определенного риска, с кото¬рым связаны спортивные состязания, а добровольное участие спорт¬смена в них исключает ответственность за невиновно причиненные ему травмы.
Способы причинения вреда здоровью могут быть различными: механическим воздействием, влекущим повреждение органов, на¬рушение их функций, причинение боли; путем использования хи¬мических, термических средств. Не исключается и способ психиче¬ского воздействия на человека, хотя в судебной практике он встре¬чается крайне редко. Тяжесть причиненного вреда здоровью определяется на осно¬вании специальных судебно-медицинских правил.
С субъективной стороны причинение вреда здоровью по боль¬шинству составов совершается умышленно. Виновный сознает, что в результате его действий причиняется вред здоровью другого че¬ловека, и желает либо сознательно допускает это. Анализируя кон¬кретные составы преступлений, следует выяснять, к какомУКон¬кретно результату (по тяжести вреда) стремился виновный. Умысел может быть и неконкретизированным (например, виновный допускает наступление любого последствия, бросая тяжелый предмет в потерпевшего). При этом виде умысла деяние виновного квали¬фицируется по фактически наступившим последствиям.
Неосторожная форма вины предусмотрена в ст. 118 УК (при¬чинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью) и возмож¬на как альтернативный вариант в ч. 2 ст. 121 УК (заражение венери¬ческой болезнью), ч. 2–4 ст. 122 УК (заражение ВИЧ-инфекцией). Мотивы преступления могут быть любыми. Некоторые из них учитываются при конструировании квалифицированных видов пре¬ступлений или отягчающих либо смягчающих ответственность об¬стоятельств. Субъект преступления по ст. 111 и 112 УК (умышленное при¬чинение тяжкого и средней тяжести вреда) – общий; ответствен¬ность наступает с 14 лет. За остальные преступления – с 16 лет.
Преступления против здоровья, сопряженные с умышленным причинением вреда определенной тяжести
Причинение тяжкого вреда здоровью. Его виды
Статья 111 УК предусматривает ответственность за причине¬ние тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 111 УК); при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 111 УК); при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 и 4 ст. 111 УК). Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью при наличии смягчающих обстоятельств (ст. ИЗ и 114 УК) и по неосторожности (ст. 118 УК).
Критерием классификации является степень общественной опасности деяния, позволяющая разграничить однородные престу¬пления. Она зависит прежде всего от объективно установленного вреда, причиненного здоровью потерпевшего, от способа, обстанов¬ки, формы вины и мотивов совершения преступления, а также на¬ступления особо тяжких последствий и рецидива.
Тяжкий вред здоровью бывает двух видов: а) опасный для жизни; б) не опасный для жизни, но отнесенный к тяжкому по ис¬ходу.
Опасным для жизни признается вред, который угрожает жизни потерпевшего в момент его причинения и при обычном его течении заканчивается смертью. К нему, в частности, относятся проникаю¬щие ранения черепа, позвоночника, груди, живота даже без повре¬ждения внутренних органов; внутричерепное кровоизлияние при наличии угрожающих жизни явлений; проникающие ранения глот¬ки, гортани, трахеи, пищевода; термические ожоги 3–4-й степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела.
Умышленный тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент его причинения, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 111 УК независимо от процента утраты трудоспособности или наступ¬ления каких-либо последствий в будущем. Не влияет на квалифи¬кацию и то обстоятельство, что последствия не наступили благода¬ря своевременной и квалифицированной медицинской помощи. Сам факт опасности для жизни в момент причинения вреда достаточен для вменения ч. 1 ст. 111 УК. Анализируемый вид необходимо отграничивать от покушения на убийство, которое может совершаться только с прямым умыслом лишить жизни. Причинение же вреда здоровью возможно как с прямым, так и с косвенным умыслом. Если умысел виновного был направлен на причинение легкого вреда здоровью, а последствия вызваны заболеванием, о котором виновному не было известно, его действия не могут расцениваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 УК к тяжким повреждениям по исходу, в частности, относятся: потеря зрения, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций, или неизгладимое обезображение лица, а также причинение иного вреда здоровью, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособ¬ности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности, либо повлек¬шее за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.
Различными являются и способы совершения преступления. В ч. 3 ст. 151 УК – это насилие (физическое и психическое), не выхо¬дящее за рамки причинения вреда средней тяжести. Свобода воли потерпевшего, принимающего решение принять одурманивающее вещество, полностью не подавлена. Умысел виновного ограничен желанием вовлечь несовершеннолетнего в названные противоправ¬ные действия. В ч. 1 ст. 111 УК просматривается встречающийся по уголов¬ным делам термин «посадить на иглу», т.е. умышленно противо¬правно, помимо воли и желания потерпевшего, приобщить его к употреблению наркотических или других средств. Аналогично, по способам и направленности умысла, от ст. 111 УК следует отграничивать ч. 3 ст. 230 УК – склонение к потребле¬нию наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее тяжкие последствия.
Квалифицированные и особо квалифицированные признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 111 УК, в большинстве совпадают с аналогичными признаками ч. 2 ст. 105 УК (убийство). Признак «мучения и издева¬тельство», указанный в п. «б» ч. 2 ст. 111 УК, аналогичен названным в ст. 110 УК (доведение до самоубийства). Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 111 УК, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, должны быть квали¬фицированы по ч. 4 ст. 111 УК. Здесь налицо двойная форма вины (ст. 27 УК). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по¬влекло тяжкое последствие в виде смерти потерпевшего. Наступ¬ление ее не охватывалось умыслом виновного. Ответственность воз¬можна только в том случае, когда лицо предвидело такую возмож¬ность, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на ее предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло ее предвидеть. В целом такое преступление признается совершенным умышленно. Виновное причинение смер¬ти по неосторожности повышает степень общественной опасности действий причинителя и влечет за собой ужесточение наказания.
Заключение:
Новый Уголовный Кодекс отказался от использования понятия «телесные повреждения», под которыми понимаются нарушения анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, возникшие в результате воздействия внешней среды.
Замена в УК 1996 г. в сравнении с уголовными законами предыдущих лет понятия «телесные повреждения» на «повреждения здоровья» вполне обоснованна. Далеко не всякий вред здоровью, даже если он возник от воздействия факторов внешней среды, может рассматриваться как телесное повреждение. Понятие «повреждение здоровья» охватывает и тот причиняемый здоровью вред, который не связан с нарушением анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей. Это, например, такие болезненные расстройства, как реактивные психические и невротические состояния, возникшие вследствие неблагоприятного психического воздействия на потерпевшего, либо инфекционные заболевания от заражения одного человека другим культурой патогенных микробов. Кроме того, это могут быть профессиональные или венерические заболевания, отравление, расстройство психики, заболевание наркоманией и токсикоманией и т.п. Чаще всего, однако, приходится иметь дело с нарушением анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей, т.е. с телесными повреждениями.
Квалифицированный вид рассматриваемых преступлений имеет место в следующих случаях: в отношении двух и более лиц; в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; из хулиганских побуждений; по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды; неоднократно, либо лицом, ранее совершившим умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство.
Отграничение причинения средней тяжести вреда здоровью от покушения на убийство и покушения на причинение тяжкого вреда здоровью проводится по субъективной стороне составов этих преступлений. Существенное значение здесь имеет установление содержания и направленности умысла виновного. Особую сложность для правоприменительной практики представляет выявление направленности умысла в момент нанесения потерпевшему тех или иных ранений. По следующим признакам можно судить о такой направленности – это, прежде всего, – объективные признаки: способ причинения вреда жизни или здоровью, особенности используемых при этом орудий и средств, количество и локализация ранений, обстановка совершения преступлений, характер взаимоотношений между обвиняемым и потерпевшим, наличие и содержание предшествующих угроз, поведение обвиняемого во время и после криминального акта и др. В зависимости от сочетания указанных признаков и решаются вопросы о направленности умысла и его видах, разграничении убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, отграничения покушения на убийство от причинения вреда здоровью той или иной степени тяжести и др. Определенные трудности для правоприменительной практики вызывает решение вопроса об отграничении умышленного причинения вреда здоровью от хулиганства. Оно должно проводиться в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий. При этом надо исходить из того, что причинение вреда здоровью потерпевшего, если это деяние не повлекло грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, не может квалифицироваться как хулиганство. Ответственность в таких случаях наступает за преступление против здоровья.