Введение:
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономи¬ки страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности эко-номики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо¬развитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы про¬изводства, связать произ-водство и потребителей.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет само¬стоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обраще-ния.
Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению су¬ществовавшей прежде отраслевой системы управления транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходи¬мым и естественным, перво-начальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество транс-портных происшествий и их тя¬жесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен суще¬ствовавшей системы отраслевого управления транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и ре¬гулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям ры¬ночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.
В процессе приватизации и демонополизации транспортного произ¬водства образовалось большое количество частных перевозчиков и транспортных пред-приятий, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.
Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что ры¬ночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполага-ют создание развитой и эффективной системы многостороннего государствен-ного регулирования транспортной деятельности.
Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание эконо-мических и административных методов воздействия на работу тран¬спорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.
Целью данной работы является анализ рынка транспортных услуг.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы явля-ются:
изучение нововведений и инноваций в сфере транспортных услуг;
анализ инвестиционной привлекательности рынка транспортных услуг;
анализ рынка транспортных услуг в РБ и РФ;
Глава 2:
Целью развития рынка транспортных услуг является повышение сбаланси-рованности, эффективности и безопасности транспортной системы страны. Реализация этой цели направлена на:
смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью перево-зок на производство, социальную сферу и внешнеэкономическую деятель-ность, снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
повышение доступности российских территорий и транспортных услуг для населения и широкого круга хозяйствующих субъектов;
улучшение качества транспортного обслуживания населения и народного хозяйства (повышение скорости и комфортности перевозок пассажиров, своевременности и сохранности перевозок грузов);
повышение уровня безопасности транспортной деятельности и снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду;
увеличение эффективности работы транспорта за счет снижения его ресур-соемкости;
повышение конкурентоспособности отечественных транспортных пред-приятий на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;
последовательную интеграцию транспорта России в европейскую и миро-вую транспортные системы с учетом национальных интересов страны.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основ-ные задачи:
повышение уровня координации в функционировании и развитии видов транспорта;
совершенствование транспортной инфраструктуры, устранение “узких мест” в ее развитии, улучшение использования существующих мощностей;
пополнение всех видов транспорта современными техническими средства-ми;
модернизация транспортных технологий, в том числе развитие прогрес-сивных перевозочных систем, основанных на логистических принципах;
формирование и развитие на территории России международных транс-портных коридоров;
комплексная информатизация транспорта на основе использования совре-менных телекоммуникационных и навигационных систем;
совершенствование законодательно-правовой и нормативной базы, регла-ментирующей транспортную деятельность;
научное обеспечение развития транспортной системы;
повышение инвестиционной привлекательности транспортной системы.
Решение задачи повышения уровня координации в функционировании и развитии видов транспорта будет обеспечено:
улучшением взаимодействия между видами транспорта и грузовладельца-ми при организации перевозок в рамках логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров, в крупных транспорт-ных узлах - Московском, С.-Петербургском, Нижегородском, Самарском, Новороссийском, Астраханском, Екатеринбургском, Владивостокском и др.;
согласованным развитием железнодорожных и автомобильных подходов к морским и речным портам, прежде всего, к новым морским портам на Бал-тике – Усть-Луге и Приморску, на Черном море, на Каспии – к порту Оля;
упорядочение взаимодействия федеральных и региональных органов управления транспортом на основе развития совершенствования законода-тельной правовой базы по разграничению их полномочий;
выбором наиболее эффективных решений по транспортному обеспечению удаленных и труднодоступных районов страны, включая развитие Аркти-ческой морской транспортной системы и строительство речных судов для северного завоза;
созданием системы информационного обеспечения технологического взаимодействия различных видов транспорта.
Заключение:
Уровень развития транспортной системы государства — один из важней-ших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потреб-ность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при ин-теграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система стано-вится базисом для эффективного вхождения в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в России обусловли-вают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и пре-жде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами.
В России имеются необходимые стартовые условия для формирования со-временной системы транспортных коммуникаций, которая соответствовала бы европейским стандартам. К ним прежде всего относятся: необходимость корен-ного технического переоснащения отрасли и существенных организационных изменений во всех видах транспорта; достаточная ресурсная база и уровень развития техники и технологии; наличие квалифицированного трудового по-тенциала и передовых научно-технических разработок; выгодные природно-климатические и географические характеристики территории; наличие конку-рентоспособных научно-технических проектов, прошедших соответствующую экспертизу и готовых к реализации; заинтересованность зарубежных инвесто-ров в размещении капиталов; устойчивая тенденция к признанию России миро-вым содружеством как европейского государства, с которым желательно иметь стабильные деловые отношения на широкой и долговременной основе и кото-рое в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевые проблемы европейской политики; наличие утвержденной концепции создания и функцио-нирования в России национальной сети международных транспортных коридо-ров.