Введение:
В российской экономике, так же как и в экономике многих других стран, сельское хозяйство является одним из наиболее поддерживаемых государством секторов. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов крайне важно оптимизировать бюджетную поддержку АПК для рационализации аграрной политики в стране, сокращения неэффективных бюджетных затрат, повышения транспарентности бюджетного финансирования АПК. Однако в современных российских условиях оценка реальных расходов федерального и региональных бюджетов представляет собой отдельную исследовательскую задачу. Федеральные расходы на сельское хозяйство до сих пор недостаточно прозрачны для проведения их всеобъемлющего анализа. Ежегодно парламент принимает федеральный бюджет, в котором определяются размеры расходов на поддержку сельского хозяйства. Поддержка аграрного сектора осуществляется не только за счет статьи «Сельское хозяйство и рыболовство» и не только через Министерство сельского хозяйства. Расходы на сельское хозяйство могут содержаться в других несельскохозяйственных статьях бюджета: например, расходы на науку и образование, капиталовложения в реальный сектор и некоторые другие. Так, для поддержки сельского хозяйства используются социальные программы, подготовка кадров для АПК финансируется по линии Министерства образования, часть поддержки отрасли оказывается за счет инвестиций в пищевую промышленность.
Структура федерального бюджета из года в год меняется, поэтому достаточно трудно улавливать все эти виды расходов. Кроме того, система товарного кредита действует таким образом, что сельское хозяйство получает бюджетную поддержку не из расходной части бюджета, а за счет отсрочки налоговых платежей в бюджет. Скрытой формой бюджетной поддержки сельского хозяйства являются также списания и реструктуризация задолженности сельскохозяйственных производителей перед бюджетами, а также налоговые льготы.
Глава 2:
Основной акцент аграрной политики должен быть смещен в пользу структурных мер. К ним относятся, например, меры, способствующие развитию сельской местности. Важно также обеспечение доступности для производителей рыночной информации, создание благоприятных условий для инвестиций во все сферы АПК. Усиление таких видов поддержки наряду с ослаблением прямого вмешательства на рынки будет способствовать успешному проведению переговоров о вступлении в ВТО, поскольку ВТО не настаивает на сокращении средств, направляемых на меры «зеленого света».
Государство должно взять на себя обеспечение несельскохозяйственной занятости в сельской местности, поскольку в настоящее время практически на всех предприятиях используется избыточное количество рабочей силы, что приводит к низкой производительности труда. При этом непосредственное участие государства в регулировании аграрного сектора должно быть как можно меньше, поскольку приводит к искажению рыночных сигналов и ухудшению положения производителей.
В условиях жесткой ограниченности бюджетных средств необходимо отказаться от тех программ, которые приводят к неэффективному их расходованию. В настоящее время большая часть поддержки сельского хозяйства осуществляется из региональных бюджетов. При этом многие местные администрации применяют наиболее искажающие меры поддержки:
регулирование цен на основные продукты питания и установление региональных барьеров. Необходимо добиться от региональных администраций того, чтобы они ограничивались применением тех мер, которые соответствуют общенациональной концепции аграрной политики, бороться с установлением межрегиональных барьеров.
На поддержку сельского хозяйства в бюджете на 2005 год дополнительно выделено 8,5 млрд рублей. Об этом сегодня журналистам сообщил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
По его словам, "первоначально на развитие агропромышленного комплекса Минэкономразвития выделено 24,5 млрд рублей". Однако, по настоянию Министерства сельского хозяйства, эта цифра увеличена на 30 проц. Как отметил Алексей Гордеев, "в следующем году особое внимание будет уделено переходу на новейшие ресурсосберегающие технологии в сельском хозяйстве".
Планируется пересмотреть аграрную политику в сторону усиления господдержки агропрома. Причем, отметил Гордеев, "эта поддержка будет осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне".
Министр также прогнозирует, что "в следующем году привлечение частных инвестиций в агропромышленный сектор страны вырастит в 1,5-2 раза". "Это в свою очередь даст возможность селянам покупать новую технику и оборудование, развивать лизинг и страхование урожая", - отметил Гордеев.
Заключение:
Анализируя систему государственной поддержки сельского хозяйства России, мы столкнулись с трудностями в получении адекватной информации о мерах поддержки и объемах финансирования сельского хозяйства на региональном уровне. Вступление в ВТО диктует необходимость подготовки и предоставления в секретариат этой организации ежегодных нотификаций о мерах государственной поддержки сельского хозяйства в специальном формате. Поэтому необходимо создание информационной системы, позволяющей в кратчайшие сроки получать информацию о механизме оказания поддержки, критериях и объемах ее предоставления. К тому же, по нашему мнению, Правительству РФ следует издать специальное распоряжение, по которому регионы должны будут согласовывать возможность применения различных мер прямой и косвенной поддержки и объемы финансирования с федеральными органами государственной власти, ответственными за предоставление и подготовку нотификаций для секретариата ВТО. Особенно это будет важно, если пороговый уровень обязательств России по внутренней поддержке окажется ниже, чем текущие возможности государственного финансирования сельского хозяйства. В этом случае потребуется провести перестройку системы государственной поддержки, которая может осуществляться по следующим направлениям:
- переориентация с мер поддержки по программам янтарного ящика на меры поддержки по программам зеленого ящика;
- активное использование возможностей процедуры de minimis;
- законодательное закрепление по согласованию с регионами финансирования приоритетных направлений государственной поддержки, искажающей реальное состояние торговли и производства и установление на этой основе нормативов средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на реализацию определенных программ (при этом необходимо предусмотреть возможности финансирования остальных мер по остаточному принципу);