Введение:
Термин «беженец» является строгим термином, т.е. его содержание определяется в соответствии с принципами общего международного права. При обыденном употреблении он более широк и менее ограничен, обозначая любого, кто бежит, кто стремится спастись от обстоятельств естественного или личного характера, которые он считал нетерпимыми.
Для международного права государства еще больше ограничили содержание понятия «беженец». Например, в него не включаются «экономические беженцы» (сам этот термин обычно не употребляется). Решение их проблем, возможно, относится к сфере международной помощи и развития и не связано с институтом убежища, под которым понимается защита в течение неограниченного времени на территории другого государства.
После Второй мировой войны были сформулированы более точные критерии и определения статуса беженцев. Об этом наглядно свидетельствуют, во-первых, Устав Международной организации по делам беженцев (МОБ), принятый позднее Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединённых наций по делам беженцев (УВКБ ООН) и положения Конвенции 1951 года о статусе беженцев, а также протокол 1967 года касающийся статуса беженцев. В республике Беларусь предоставление статуса беженцев регулирует закон Украины ''О беженцах'' принятый Палатой представителей 18 мая 1999 года и одобренный Советом Республики 9 июня 1999 года.......
Глава 2:
По словам Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев, ''отношение к проблеме беженцев должно стать проверкой приверженности всех правительств и народов делу защиты прав человека''.
Таким образом, функция международной защиты имеет правовую основу, и Верховный комиссар обязан её обеспечивать. Право пользоваться защитой, хотя оно и не выделено в качестве отдельного права, подразумевается в Конвенции 1951 года и её основополагающих положениях, в принципе запрещения принудительного возвращения.
Кроме того, многие общепризнанные права человека прямо распространяются на беженцев. К ним относятся право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою стану, и право не подвергаться принудительному возвращению.
Эти права наряду с другими гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами в отношении всех лиц, как граждан, так и не граждан, закреплены во всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе составляют Международный билль о правах человека.
Вот некоторые из его положений:
''Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию'' (всеобщая декларация прав человека, статья 9).
''Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем'' (всеобщая декларация прав человека, статья 14).
''Каждый человек имеет право на гражданство'' (всеобщая декларация прав человека, статья 15).......
Заключение:
Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом для международного сообщества. В то время как государства, принимающие беженцев, должны и впредь выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению к представителям других народов государства происхождения беженцев обязаны предотвращать действия порождающие массовый уход их населения.
В то же время мировое сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев. Следует продолжить изучение глубинных причин этих явлении и деятельность по улучшению положения. Если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической помощи. Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы Организации Объединенных Наций по правам человека, осуждении нарушений международным сообществом и назначении специальных докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций. Если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением насилия, то решения могут быть найдены в области превентивной дипломатии, в содействии посредничеству, как средству урегулирования конфликтов, а также в соблюдении положений гуманитарного права.
Однако международное сообщество всегда должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях. В этой связи огромное значение могла бы иметь система раннего предупреждения созданная Генеральным секретарем ООН. Она могла бы играть важную роль в выявлении ситуаций, которые могут породить крупные потоки беженцев. Самым эффективным способом реагирования в чрезвычайных ситуациях всегда будет скоординированный и общесистемный подход....