Введение:
Конституция 1993 года провозгласила Российскую Федерацию правовым государством (статья 1 часть 1). Однако формирование правового государства, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним, - сложный процесс, связанный с необходимостью преодоления прочных стереотипов правового нигилизма, повышения культуры государственного управления на всех уровнях, совершенствования судебной системы и с рядом других факторов политического и правового характера.
Одним из важнейших признаков правового государства является наличие развитой нормативно-правовой базы. Нормативное регулирование деятельности всех органов государства, его должностных лиц, закрепление прав и свобод граждан должно осуществляться правовыми актами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.
Создание правого государства предполагает формирование и правовых институтов, посредством которых обеспечивается правопорядок в обществе, единообразное понимание и применение нормативных актов. Прежде всего, это система конституционного правосудия во главе с Конституционным Судом Российской Федерации в сфере проверки соответствия Конституции Российской Федерации законов и других нормативными актов высших органов власти федерации и её субъектов.
Конституцией РФ на государство возложена обязанность обеспечения эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина от любых нарушений — в том числе в результате принятия и применения противоречащих Конституции нормативных правовых актов.
Основная часть:
Выше отмечалась позитивная роль конституционной юсти¬ции в стабилизации социально-политической ситу¬ации в стране в сложные 90-е годы. Она «сгла¬живала» остроту имевших место политических коллизий в отно¬шениях различных ветвей власти, наметила реальные пути реали¬зации конституционного принципа разделения властей как по го¬ризонтали, так и по вертикали, проявила заботу о сложном проти¬воречивом становлении и развитии местного самоуправления . Одним словом, можно сказать, что всего лишь за 10 лет в нашей стране Конституционный Суд Российской Федерации состоялся. К сожалению, аналогичный вывод нельзя сделать в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федера¬ции. И это несмотря на то, что они, по признанию специалистов, многих представителей федеральной власти, играют существен¬ную роль в укреплении конституционной законности, создании единого правового пространства, обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, развитии федерализма. Объек¬тивно необходимость конституционных (уставных) судов на регио¬нальном уровне обусловлена демократизацией государства, принципом разделения государственной власти не только «по го¬ризонтали», но и «по вертикали», поиском эффективной формы конституционного контроля по сравнению с традиционными, осу¬ществляемыми органами государственной власти, а главное — переходом от фиктивного к реальному федерализму, отмечает представитель Президента Российской Федерации в Конституци¬онном Суде Российской Федерации . Несмотря на сказанное, в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации не созданы конституционные (уставные) суды. И тут, как отмечает А.М. Цапиев, ничего удивитель¬ного нет, поскольку объективно за столь короткий отрезок време¬ни новые органы государственной власти, а тем более в федера¬тивных государствах, да еще с тоталитарным прошлым, практичес¬ки не создаются . Прав руководитель Администрации Президента Российской федерации А.С.Волошин, когда, выступая по поводу образования и деятельности конституционных (уставных) судов, отметил, что «наша задача вдвойне сложна, потому что речь идет о создании и развитии правовой системы федеративного государ¬ства» .
Заключение:
В современных цивилизованных государствах конституционный контроль наряду с други¬ми политико-правовыми институтами высту¬пает важнейшим средством обеспечения реального существования конституционализма. По мере того как писаные конституции, особенно кодифициро¬ванного характера, становились неотъемлемым тре¬бованием, а зачастую условием и основополагаю¬щей юридической гарантией развития демократи¬ческого и правового государства, возникала потреб¬ность в обеспечении их особым механизмом право¬вой охраны. Наличие писаной конституции, кото¬рая возглавляет иерархию правовых норм, делает необходимым проверку вновь издаваемых правовых актов на непротиворечивость ее положениям. Ока¬зывая влияние на весь процесс применения права, конституционный контроль, в свою очередь, испы¬тывает воздействие правовых, геополитических, со¬циально-экономических, морально-этических фак¬торов, определяющих в значительной мере своеоб¬разие его системы и порядка осуществления.
Кон¬троль за конституционностью законов и иных пра¬вовых актов является разновидностью реализации контрольной власти в государстве. Такая конт¬рольная деятельность может находиться в ведении различных государственных органов: судов общей юрисдикции, специальных квазисудебных органов, парламента или президента. Во многом это зави¬сит от принадлежности к романо-германской или англосаксонской правовой системе, конституцион¬ной модели разделения властей, специфики орга¬низации судебной власти (основанной на принципе единства или полисистемности). Однако именно на конституционную юстицию возлагается особая мис¬сия поддержания конституционной законности и правопорядка. Со второй половины XX в. в запад¬ноевропейских государствах получают широкое раз¬витие специальные судебные и квазисудебные органы конституционного контроля, которые в на¬стоящее время стали восприниматься как неотъем¬лемая часть европейской правовой традиции. При различии конкретных формулировок и нацио¬нальных особенностей под конституционным контролем понимается деятельность государственных органов, направленная на проверку соответствия конституционным нормам правовых актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а в некоторых странах и деятельности общественных объединений, принимающих участие в осуществлении публичных функций.