Введение:
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотноше¬ний государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита является неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и сво¬бод человека и гражданина, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 2), –обязанность государства».
Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нор¬мой конституционного строя РФ, обра¬зующей важнейшую основу не только конституционного орга¬низованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуаль¬ных интересов и потребностей людей.
Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина харак¬терна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не только в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами консти¬туционного строя России служат его защите. Вместе с тем принцип признания человека, его прав и свобод высшей цен¬ностью служит достаточно определенным ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всяко¬го рода сложностей и эксцессов.
Глава 3:
Личные права и свободы – это возможности человека, ограж¬дающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его лич¬ную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существова¬ние, своеобразие и автономию личности.
Все права, принадлежащие человеку, в равной степени явля¬ются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищаю¬щих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исклю¬чительных условий, при которых возможны ограничение и лише¬ние свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении здоровья человека, в реализации презумпции невиновности. Пре¬зумпция невиновности означает, что обвиняемый в уголовном пре¬ступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена всту¬пившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновно¬сти лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полу¬ченные с нарушением закона, признаются не имеющими юридиче¬ской силы.
Социально-экономические права и свободы – это возможно¬сти личности в сфере производства и распределения материаль¬ных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов чело¬века. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организаци¬ях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабо¬чего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе. Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склон¬ностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; сво¬бода научного, технического и художественного творчества и неко¬торые другие.
Аналогично различению общего и специального правового ста¬туса различают также общие и специальные права личности. Об¬щие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлеж¬ности. Таковы практически все конституционные права – избира¬тельные права, право на труд, право на образование, право на за¬щиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав лично¬сти ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права – это особенные права, отражаю¬щие специфику различных групп населения, дополняющие и раз¬вивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выде¬лить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.
Заключение:
Итак, гуманизм – это принцип всего консти¬туционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного под¬хода к проблеме «человек – государство», при котором госу¬дарство берется за решение основных вопросов жизнеобес¬печения. Этот подход нивелировал людей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не толь¬ко не считало себя обязанным охранять права и свободы че¬ловека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.
Приоритет человека перед государством позволяет осоз¬нать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициа¬тивы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморе¬гулирования, т.е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затро¬нуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Та¬кое понимание соотношения человека, общества и государ¬ства подчеркивает гуманистическую сущность конституци¬онного строя.
Выражение «высшая ценность» – это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конститу¬ционный текст, то превращается в категорию правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества – как об¬леченных, так и не облеченных властью. Последующие гла¬вы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому суперпринципу, раскрыва¬ют и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность за¬конодательной и исполнительной власти, местного самоуп¬равления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механиз¬ма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса при¬оритет должен отдаваться правам и свободам.