Введение:
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других по-литических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутрен-ним функциям можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т. д.
Экономическая функция государства выражается в организации, коорди-нации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кре-дитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в ра-боте, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхования жизни, собст-венности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстреми-стов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранитель-ными органами государства (суд, прокуратура и т. д.).
Глава 3:
Наряду с правовым, полицейским, социальным в политической науке вы-деляют советский тип государственности. Советское государство создавалось в конкретных исторических условиях и на основе определенных теоретических представлений.
Оно складывалось как полная противоположность государству буржуаз-ному, правовому. Отрицались такие принципы правового государства, как раз-деление властей на законодательную, исполнительную, судебную, верховенст-во закона над властью, контроль гражданского общества за властными органа-ми и т. д. По форме правления советское государство было республикой. Одна-ко особенность его состояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в ко-торьи депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролиро-вали их исполнение.
Другой особенностью советского государства была руководящая роль Коммунистической партии, что превращало государство в партийное. Партия осуществляла подбор кадров на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все важ-нейшие решения, которые в форме директив передавались Советам. Советы оформляли эти директивы в свои решения или совместные с партией постанов-ления.