Введение:
Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание.
В самосознании проявляется сложная совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления человека, в результате чего личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности.
В настоящие время такой подход к изучению самосознания личности активно развивается в рамках отечественной психологии личности и общей психологии.
В последнее время резко возросло количество различных психических травм и неврозов, связанной с деятельностью или потерей работы у многих профессиональных категорий людей (научные работники, военные, педагоги и т.д.). Значение знаний о самоотношении, как части общей Я-концепции, при этом резко возрастает в интересах оказания психологической помощи.
Стратегия профессиональной карьеры, успешность в выбранной сфере деятельности во многом зависит и от уровня притязаний людей. Если они разумно сочетаются с требовательностью к себе, то способствуют повышению деловой активности, достижению лучших результатов и получению более полного удовлетворения от работы. Пониженный уровень притязаний обычно сопровождается сокращением требовательности к себе, ожиданием указаний от руководства, пассивностью. Чрезмерная рефлексивность снижает активность и подавляет инициативу, мешает успешной карьере.
С позиций психологии эта проблема наиболее полно исследована зарубежными учеными (А.Митчеллом, А.Бандурой, Д.Роттером и др.), оформившись в теорию социального научения [16, c.373]. Согласно этой теории одним из особо значимых качеств является самоэффективность личности. Ряд исследователей выдвинули и эмпирически подтвердили предположение о том, что к базисным личностным качествам работников, обладающих высоким уровнем мотивации к карьере, относятся самоэффективность и самоуважение. Этот феномен психологически связан с наличием (или отсутствием) у человека уверенности, что он обладает необходимой компетенцией для достижения желаемого результата. Ожидание высокой эффективности становится условием начала и устойчивого продолжения (несмотря на трудности) того или иного вида деятельности. То, как человек оценивает собственную эффективность, определяет его дальнейшее поведение: расширяет или ограничивает возможности выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень критичности и требовательности к себе, отношение к успехам или неудачам......
Глава 2:
Исследование проводилось на базе института.
В выборку исследования вошли 25 студентов 1 курса (из них 16 девушек и 8 юношей; средний возраст – 17 лет).
Исследование проводилось в два этапа:
1) тестирование всей группы по методикам Т.Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач»; по итогам этого тестирования группа была разбита на две подгруппы: первая (11 человек) – с преобладанием мотивации к успеху над мотивацией к избеганию неудач и вторая (13 человек) – наоборот, с преобладанием мотивации к избеганию неудач над мотивацией к успеху;
2) исследование самооценки и уровня притязания в этих подгруппах с помощью методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).
Описание методик приводится ниже.
Методика изучения мотивации к успеху Т.Элерса
Методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху [9, с.490-491].
Проведение исследования
Инструкция: «Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
Обработка и интерпретация результатов
1 балл дается за следующие ответы: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41, если испытуемый ответил «да», и за ответы «нет» по высказываниям: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на высказывания 1, 11, 12, 19, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов.
Текст методики приводится в приложении 1.
Результат анализируется вместе с тестом «Мотивация к избеганию неудач».
Методика изучения мотивации избегания неудач Т.Элерса
Методика оценивает силу стремления к избеганию неудач [9, с.490-491].
Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и отметьте его в бланке ответов».
Текст методики и бланк ответов приводятся в приложении 2.
Обработка и интерпретация результатов
Начисляется по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
В приложении 2 приводится ключ в табличной форме, который может использоваться в качестве шаблона для подсчета баллов простым наложением на бланк ответов. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите:
от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Результат анализируется вместе с тестом «Мотивация к успеху»......
Заключение:
В ходе выполнения курсовой работы нами были выполнены поставленные цели и задачи.
1. Проведен теоретический анализ литературы, посвященный проблемам изучения самооценки и уровня притязаний, а также зависимости между успешностью деятельность и мотивацией достижений.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. По степени соответствия реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида различают адекватную и неадекватную самооценку, по уровню – высокую, среднюю и низкую. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Он также может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.
Было отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
2. Рассмотрена взаимосвязь между мотивацией достижений и успешностью деятельности. Было отмечено, что существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к избеганию неудач. При этом прямой корреляции между силой мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудачи нет. Кроме величины и характера мотива стремления к успехам, успехи в деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин.
Были также описаны психологические особенности личности и поведения людей с преобладанием той или иной мотивации.
3. Проведено практическое исследование мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач, а также уровня самооценки и притязаний в группе студентов 1 курса.
На основе сравнительного и корреляционного анализа данных нами было подтверждено, что мотивы стремления к успеху и к избеганию неудач не являются взаимоисключающими и что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи. Таким образом, можно говорить о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого......