Курсовая практика по теме: Проявления агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов

Название работы: Проявления агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Подходы к изучению агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов. 5

1.1. Спортивный стресс как предиктор психоэмоциональных изменений в организме спортсмена. 5

1.2. Агрессия в спорте. 9

Глава 2. Практическое исследование проявлений агрессивности и эмоциональных состояний у спортсменов, занимающихся волейболом. 12

2.1. Программа исследования 12

2.2. Результаты исследования. 18

2.3. Выводы. 26

Заключение. 27

Литература 30

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы определяется следующими положениями.

Большинство видов спорта требует от участников проявления определенной агрессивности, хотя бы в рамках существующих правил и условий данного вида спорта.

Анализируя достаточно многочисленные исследования общеличностных факторов достижения в том или ином виде спорта (М.Ванек, 1974; Б.Дж.Кретти, 1978 и др.), можно утверждать, что отчётливых личностных профилей успеха не существует; иначе говоря, достичь существенных результатов в определенном виде спорта могут спортсмены с самыми различными общеличностными проявлениями, хотя, например, замечены различия в типизированных профилях личности спортсменов и неспортсменов. (В.Э.Мильман, 1983)

Более однозначные результаты получены в исследованиях общеличностных детерминант надежности, устойчивости деятельности в сложных экстремальных ситуациях. В качестве одного из важнейших качеств в этом плане выделяется сила нервной системы (Б.А.Вяткин, 1978; К.М.Гуревич, 1971; О.А.Сиротин). При этом существенное значение имеет то, в каких сочетаниях это существенное значение имеет то, в каких сочетаниях это свойство присутствует в структуре личности. Так, Б.А.Вяткин показал, что спортсмены со слабой нервной системой в наибольшей степени ухудшают соревновательное выступление, если для них характерны такие качества, как эмоциональная возбудимость и тревожность. Личностная склонность к тревожным состояниям многими исследователями рассматривается как фактор, неблагоприятно влияющий на поведение в экстремальной ситуации. Агрессивность рассматривается большинством исследователей как фактор, успешно воздействующий на спортивные успехи и деятельность спортсмена.

Глава 2:

Еще одним важным мотивом занятия волейболом стал мотив развития характера и психических качеств. Сюда относятся такие мотивы и потребности, как желание воспитать целеустремленность и смелость, решительность и силу воли, упорство и настойчивость, выдержку и самообладание, повысить интеллектуальное развитие и способность быстро и точно мыслить, а также желание воспитать сильный и твердый характер.

Таким образом, на первое место выходит стремление испытуемых к саморазвитию во всех сферах – физической и психической (включая развитие характера и интеллектуальную сферу) – а также возможность применения полученных знаний в жизни.

Перейдем теперь к вопросу о том, происходит ли в результате тренировочной деятельности понижение или повышение агрессивности испытуемых. Для этого проанализируем данные, полученные по методике Дембо-Рубинштейн.

Нам не удалось обнаружить статистически значимых изменений по шкале агрессивности данной методики. Т.е. разрядки агрессии в результате тренировочной активности у испытуемых не возникает. Наоборот, значения по шкале агрессивности статистически не достоверно, но повышаются. Повышение показателей наблюдается и по всем остальным предложенным шкалам (здоровья, силы, активности, настроения). Однако статистически значимых изменений среди них нет.

В целях нахождения возможных зависимостей между изменениями по пяти шкалам мы провели ранговую корреляцию Спирмена. Мы выявили три прямые взаимозависимости: силы и активности, силы и настроения и активности и агрессивности. Т.е. чем более сильными ощущают себя испытуемые, тем выше оценивают они изменения в своей активности и в своем настроении; а также чем выше они оценивают активность, тем более агрессивными себя ощущают. Связь этих показателей кажется очевидной на интуитивном уровне, поэтому выявление статистически достоверных различий представляется закономерным.

Далее, мы предположили, что выраженность основных психологических компонентов агрессивности (по методике А.И. Крупнова «Бланковый тест – Агрессивность») будет значимо выше после тренировок. Однако, статистически достоверных различий ни по одному из восьми компонентов агрессивности выявить не удалось. Однако по двум переменным наблюдаются относительные тенденции в сторону значимости различий – по переменным «физическая агрессия» и «астеничность».

Переменная «физическая агрессия» относится к компоненту «формы проявления агрессивности» и характеризует склонность человека к применению физической силы. В данную переменную включены такие признаки, как способность ударить человека в критической ситуации; ответное применение физической силы; способность дать сдачи, если кто-то заденет; применение физической силы для защиты достоинства и др. Полученная тенденция выявляет различия в поведении испытуемых до и после тренировок, очевидные на уровне здравого смысла.

Заключение:

1. Ведущим мотивом занятия спортом (волейболом) для испытуемых является стремление к саморазвитию – развитию физических, психических и интеллектуальных качеств – а также возможность применения полученных знаний, умений и навыков в жизни.

2. Значимых изменений между значениями по шкале агрессивности (по самооценке) до и после тренировки выявлено не было (T=-1,19; p=26%).

3. Выявлены зависимости между изменениями вследствие тренировочной деятельности значений по шкалам: силы и активности (rs=0,56; p=4%), силы и настроения (rs=0,85; p=0%) и активности и агрессивности (rs=0, 26; p=2%).

4. Выявлены тенденции испытуемых, занимающихся волейболом, к большей склонности к физической агрессии (t=1,92; p=7%) и к меньшей склонности испытывать вину, за агрессивное поведение (t=-1,91; p=7%).

5. Испытуемые, занимающиеся волейболом, в значительной степени оценивают себя как способных к сокрытию негативного отношения к другим людям (t=-2,95; p=1%).

6. Испытуемые, занимающиеся волейболом, более склонны оценивать нейтральные стимулы как враждебные.

Похожие работы на данную тему