Введение:
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Глава 2:
Для обеспечения конкурентоспособости товара необходимо:
1) качество маркетинговых исследований и предварительных НИР ("вход") должны быть высокими, и на оценку “отлично”;
2) качество "процесса" на этапе разработки, т.е. квалификация разработчиков и применяемый базис разработки должен отвечать условиям создания конкурентоспособного товара;
3) благоприятная внешняя и внутренняя среда для протекания процесса;
4) организация и техническое обеспечение работ, способствующих переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".
Оценка качества "выхода" при системном подходе равна низшей оценке предыдущих элементов, т.е. если не обеспечен высококачественный "вход", то не приходится ждать качественного "выхода". Вот почему при маркетинговой концепции разработки новых товаров особое внимание уделяется предпроектному этапу - стратегическому маркетингу, предшествующему этапу составления задания. На этом этапе в процесс разработки вводятся в основном работы коммерческого характера.
Процесс разработки насквозь пронизывается идеей наиболее полного соответствия нового товара требованиям потребителей и обеспечения его конкурентоспособности. Это обусловлено тем, что если товар не соответствует запросам покупателей и уступает по интегральному показателю качество/цена конкурирующим товарам, то он не найдет спроса на рынке, что может привести к огромным потерям фирмы и даже ее банкротству.
Исследования показывают, что основными причинами провала нового товара на рынке являются: некачественный анализ рынка - 50%; производственные проблемы - 38%; нехватка финансовых ресурсов - 7%; проблемы коммерциализации - 5%. Вообще, по данным маркетологов, 40% потребительских товаров, 20% промышленных товаров и 18 % услуг терпят неудачу на рынке. Мировая статистика дает, что на пути от НИОКР до рыночной модели изделия выживают не более 10% весьма многообещающих разработок . Причинами неудач товара на рынке могут быть: неправильное определение нужд потребителей; неправильное представление у потребителей о новом товаре или незнание о нем вообще; плохое качество и низкие эксплуатационные показатели нового товара; недостаточные маркетинговые исследования, по результатам которых неверно определены потенциальные рынки, объем производства, цена товара; недостаточный анализ товаров и деятельности конкурентов; запаздывание организации или отсутствие службы сервиса технически сложных товаров.
Заключение:
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Основными показателями являются:
5. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
6. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
7. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
8. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Законом стоимости называется экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли – совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка в целом и действуют независимо.
Для возникновения совершенной конкуренции необходимо, что бы выполнялись пять условий:
• Каждый из продавцов на рынке мал относительно рынка в целом;
• Продукция является однородной;
• Покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
• Продавцы действуют независимо друг от друга;
• Фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.