Введение:
Проведение аудиторских проверок по достоверности бухгалтерской отчет-ности связано с аудиторским риском, так как есть опасность подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности при наличии существенных искаже-ний или признания наличия существенных искажений при их фактическом от-сутствии. Современный этап развития аудита предполагает первоочередность изучения рисковых объектов аудита с целью минимизации риска необнаруже-ния как наиболее субъективно оцениваемой части аудиторского риска. Риск не-обнаружения характеризуется проявлением опасности пропуска аудитором су-щественных искажений при проведении аудиторских процедур.
Очевидно, что неслучайно отечественное правило (стандарт) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск" при проведении обяза-тельного аудита требует оценки аудиторского риска по градациям: высокий, средний, низкий. Возможность количественной оценки аудиторского риска и его составных частей предусмотрена данным стандартом, но только по инициа-тиве аудиторских организаций.
Эти аспекты определяют важность и актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение аудита правильности выбора и соблюде-ния учетной политики в организации. Для выполнения поставленной цели оп-ределены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ определения аудиторского учета и уровня существенности в современных условиях;
- представление организационно-экономической и правовой характеристики организации;
- анализ действующей практики по аудиту правильности выбора и соблюде-ния учетной политики организации на примере ФГУП “Строительно-монтажное управление”.
Глава 3:
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита явля-ется изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается на-личие и состав распорядительных документов, определяющих учетную полити-ку.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной полити-ки являются:
- приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организа-ции;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложе-ния к приказу об учетной политике проверяемой организации;
- пояснительная записка, которая раскрывает:
- сведения, относящиеся к учетной политике организации;
- избранные при формировании учетной политики отличные от предыдуще-го года способы ведения бухгалтерского учета;
- изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и при-нятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
- дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фак-тах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, важ-но определить (дать оценку), не является ли формальным отношение админист-рации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных до-кументов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной поли-тики в качестве инструмента управления организацией.
После аудита учредительных документов аудиторы приступают к аудиту учетной политики проверяемой строительно-монтажной организации, проверке вопросов соблюдения методологии бухгалтерского учета и порядка составле-ния бухгалтерской отчетности.
В качестве нормативной базы при этом используются:
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н
Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организа-ции" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)
Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями от 4 декабря 2002 г.)
На этой стадии аудита устанавливаются:
- способы организации и ведения бухгалтерского учета;
- соответствие записей в бухгалтерском учете действующей методологии;
- соблюдение типовой корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
- правильность отражения хозяйственных операций в соответствующих син-тетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета;
- правильность отражения итоговых данных по Главной книге и другим синтетическим регистрам по соответствующим статьям бухгалтерской от-четности и др.
Заключение:
В России аудиторская деятельность - явление достаточно новое, обуслов-ленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.
С появлением регулирующих документов, аудит в РФ вышел на качест-венно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (само-стоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным не-зависимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит за-ключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финан-совой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного пра-ва и налогового законодательства.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных от-ношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской от-четности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности ока-зывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать пра-вильные экономические решения. Существенность информации - это ее свойст-во, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в ау-дите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы опреде-лить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хо-зяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Рос-сийской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный крите-рий - уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользова-тель этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в со-стоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные эко-номические решения.