Введение:
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основ-ных направлений экономической политики, предвидение последствий прини-маемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общест-венного развития.
С точки зрения макроэкономики в целом прогнозирование - это способ осуществления действий, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов макроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.
С другой стороны субъекты макроэкономики не только подчиняются зако-нам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решений, их поведе-ние в большой мере является осознанным.
Соответственно, можно выделить две формы прогнозирования в макро-экономике: планирование деятельности отдельной отрасли народного хозяйства и планирование хозяйственных отношений.
Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирова-ния и управления экономикой и другими сферами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и ме-тодик разработки социально-экономических прогнозов для определения сущ-ности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирова-ния. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность методов социально-экономического прогнозирования и области их применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозиро-вания; дать характеристику методов социально-экономического прогнозирова-ния в экономически развитых странах и выявить особенности их применения.
Глава 3:
Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограничен-ность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования кон-кретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической полити-ки.
Важнейшими составными частями местной экономической политики яв-ляются:
Структурная;
Инвестиционная;
Предпринимательская и финансовая политика.
Проведение местной структурной политик опирается на принципы целена-правленности, системности, эффективности и оптимальности. К числу основ-ных задач органов местного самоуправления по разработке и реализации струк-турной политики можно отнести:
Определение наиболее существенных сложившихся и ожидаемых в пер-спективе структурных диспропорций в экономике города;
Формирование стратегических установок совершенствования структуры экономики города;
Выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразо-ваний экономики города;
Создание и обеспечение функционирования организационно-экономического механизма регулирования и поддержки процессов структур-ных преобразований в экономике города.
Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целе-направленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения про-блем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:
Определении социальных и экономических проблем, имеющих приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности территории;
Выборе и обосновании системы целей инвестирования, определении эф-фективных путей их реализации;
Разработке комплексных мер, направленных на привлечение на террито-рию средств, достаточных для реализации намеченных целей;
Согласовании в необходимых случаях инвестиционной политики с выше-стоящими органами управления;
Создании системы контроля за ходом реализации намеченных мер по при-влечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Муниципальная финансовая политика является составной частью социаль-но-экономической политики, проводимой местным сообществом и его органа-ми самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущ-ность муниципальной финансовой политики можно определить как привлече-ние и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую осно-ву местного самоуправления, в интересах местного сообщества.
Содержание финансовой политики обеспечения реализации городских ин-вестиционных проектов состоит в следующем:
Заключение:
В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирова-ния развития социально-экономических процессов происходило развитие мето-дологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзоген-ных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определен-ной достоверности относительно его будущего развития.
Исследование различных классификационных схем методов прогнозиро-вания позволяет выделить в качестве основных классов фактографические, экс-пертные и комбинированные методы, специализация которых обусловлена спе-цификой целей и задач, количеством и качеством исходной информации, пе-риодом упреждения прогноза.
Таким образом, опты государственного регулирования рыночной эконо-мики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном науч-ном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пу-ти ее развития в предстоящем периоде. В основе рыночной экономики лежит преимущественно кейнсианская концепция, предусматривающая влияние госу-дарства на макроэкономические показатели. В связи с этим экономическое про-гнозирование в развитых странах, построено на формировании спроса (личное потребление, государственные расходы, капиталовложения и экспорт) и пред-ложения (выпуск товаров и услуг, а также строительство), что соответствует макроэкономической модели кругооборота ВНП.
Необходимо отметить, что процессы реформирования экономической системы в современной России вызывали смену приоритетов в методологии социально-экономического прогнозирования. Так, отсутствие директивного управления сделало непригодным для прогнозирования нормативный метод, широко применявшийся в условиях плановой экономики. Экономический спад производства и нестабильность экономической ситуации в России обуславли-вают приоритетное значение краткосрочного прогнозирования социально-экономических процессов с использованием экономико-математических моделей и экспертных оценок.